/ Редакция

Антикризисные меры для образования

Пандемия коронавируса сильно сказалась на школьниках, студентах и преподавателях, которым пришлось уйти в онлайн практически под конец учебного года. Какие меры нужны для спасения системы образования, рассказала доктор экономических наук, профессор-исследователь Инженерно-технического института СВФУ Туяра Гаврильева.

Наш вуз – государственный, и у нас строго разработаны все требования: рабочие программы дисциплин, оценочные средства, т.е. все предметы методически полностью обеспечены. Помимо учебных материалов на бумажных носителях, каждый преподаватель имеет подготовленный пакет презентаций к своим лекциям, то есть мы во многом уже были готовы к переходу в онлайн. В нашем университете используется образовательная платформа Moodle, на которую преподаватели выкладывают свои лекции, презентации, могут вести преподавание онлайн. Когда начался переход на дистанционное обучение, очень многие мои коллеги столкнулись с тем, что система Moodle просто не справлялась – периодически «зависала».

В последний день перед карантином в моем институте был проведен специальный семинар по работе с интернет-площадками, которые можно использовать для обучения, помимо Moodle – Zoom и Skype. На семинаре молодые преподаватели делились опытом с более возрастными, как заводить аккаунты, добавлять презентации во время занятий и т. д. Координация работы кафедры сейчас идет во основном в группе в WhatsApp.

Электронная система обучения – необходимость во время подобного кризиса, но нельзя сказать, что этот период мы переживаем безболезненно

Думаю, что все вузы России столкнулись с теми же проблемами: неравномерным интернет-покрытием в регионах и несовершенством образовательных платформ. Да и преподаватели не могут моментально научиться вести онлайн-занятия так же качественно, как они это делают в традиционной форме.

Помимо проблем с качеством интернета, существуют еще особенности преподавания инженерно-технических предметов. Практические инженерные дисциплины требуют специальных программ, занятий в компьютерных классах, работы на объектах, разного рода наглядности — того, что невозможно перенести в онлайн. Кроме того, уже сейчас мы начинаем задумываться о том, как и когда будет проходить летняя практика.

Высшее образование – это еще и общение, это работа с аудиторией, это постоянный контакт

Преподаватель, глядя в глаза студенту, видит, насколько тот понимает материал. К тому же, учебный процесс требует дисциплины, которую далеко не все студенты соблюдают в процессе удаленного обучения, в результате накапливаются «хвосты». И самое, на мой взгляд, удручающее последствие всего этого – студенты теряют мотивацию. В этом семестре в нашем вузе увеличилось отчисление студентов по собственному желанию.

Достаточно большое количество студентов учатся платно. Сейчас многие сталкиваются с финансовыми трудностями. И если студенты вторых или третьих курсов в случае прекращения учебы могут восстановиться в следующем году, то первокурсникам надо непременно сдать сессию, иначе придется заново поступать. А уже на втором курсе есть возможность, например, перейти на другой факультет.

Молодые люди сейчас понимают, что они будут жить и работать в высококонкурентной среде, и им просто необходимо окончить магистратуру. Чтобы образование не стало для них непозволительной роскошью, мне кажется, стоило бы в качестве антикризисной меры создать больше бюджетных мест, и именно в магистратуре. Из-за их нехватки бывает невозможно сформировать группу (минимум в десять человек), в которой могут учиться и студенты на платной основе.

Экономика высшей школы теперь во многом зависит от финансовых возможностей населения. Можно было бы принять и другие срочные меры, например, выдавать целевые субсидии и целевые кредиты на образование, дать вузам возможность реструктурировать оплату. Очень обидно, когда вузы теряют достойных студентов из-за денег, а студенты не могут взять кредиты из-за накопленных долгов. Если бы молодой человек мог гарантировано получить кредит и затем отдавать его в течение двух-трех лет после получения диплома, от этого бы выиграло не только состояние высшей школы, но и экономики в целом.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Источник: ИА EastRussia

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.