/ Виктория Попова, Лаура Никифорова

Чем дистанционное обучение лучше очного? Отвечают студенты Китая и Казахстана

2020 год полностью изменил форму жизни всего человечества. Коронавирус затронул все сферы жизни и особенно коснулся системы образования. Но стоит не забывать, что сейчас получение образования – это одна из самых доступных возможностей человека. В настоящее время свою значимость и востребованность показало дистанционное обучение. Давайте рассмотрим, как в нынешней обстановке обучаются студенты зарубежных стран.

Начнем с Казахстанского Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева. ЕНУ является одним из ведущих классических университетов Казахстана, членом Евразийской ассоциации университетов, входит в Международную Академию наук высшей школы, сотрудничает и поддерживает дружеские отношения с ведущими вузами Евразии и всего мира. Про обучение в дистанционном формате нам рассказал студент 4 курса, факультета журналистики и политологии, Динмухамед Тулегенов:

– Добрый день, Динмухамед! Расскажите о платформах, посредством которых сейчас обучаетесь?

– Добрый день! Мы обучаемся по системе Microsoft Teams. Вся база нашего университета находится в программе Platonus. Эта программа – наш электронный дневник, учебный календарь с расписанием, архивами всех наших оценок за все время обучения. В нашем вузе решили сделать интеграцию между Microsoft Teams и Platonus, поэтому вход в обе программы производится по одному и тому же логину и паролю. Это очень удобно, потому что все структурировано.

У каждого студента фамилия, имя и отчество, как и у преподавателей. Удобно то, что в Teams можно записывать занятие. Следовательно, если кто-то из студентов по той или иной причине пропустил важную лекцию, он может зайти в систему позже и просмотреть весь записанный урок, правда на неявку в онлайн-дневнике это уже никак не повлияет. Удобно, что нет временных ограничений, по крайней мере, таких, как в Zoom. Но есть незначительный минус, что на экране видно лишь восемь участников, а если на занятии присутствуют все 16, то одновременно всех видеть не получится.

– Насколько у вас строгий контроль подключения камер и микрофонов во время онлайн-занятий?

– С подключением видео и микрофона не очень строго. Если занятия проходят с присутствием проверяющей комиссии, а такое было всего раз, то мы должны быть все подключены. В целом же, на лекциях и практиках все индивидуально. Кто-то хочет заниматься с включённой камерой и микрофоном, а есть и те, кто присоединяются, но молчат все учебное время, обычно такое бывает на лекциях.

На практических занятиях, как правило, подключаются все в порядке очерёдности. Кто выступает – тот и включает микрофон, а видео, чаще всего, и не нужно, так как работаем с демонстрацией экрана. На некоторых занятиях мы должны подключать камеры в самом конце, чтобы сделать общий скрин, это нужно для преподавателей в качестве доказательства, что студенты присутствовали на уроке.

– Расскажите про занятия, как они у вас проводятся?

– Лекции нам объясняют по подготовленным заранее слайд-презентациям. Очень кратко, но информативно, понятно и, что самое главное, интересно. На практических занятиях мы отвечаем по очереди. На лекции больше говорит преподаватель, но такого, что он говорит нам весь час, а мы молчим – нет. Преподаватели не забывают о нас, стараются строить беседы, примеры, задают наводящие вопросы. На практике же больше говорят студенты, а преподаватель лишь оценивает каждое выступление.

Особой разницы по объему заданных домашних заданий нет

В принципе, как было раньше, так сохранилось и на дистанционном обучении. Правда, выполнять домашнее задание быстрее стало гораздо легче. Занятие только закончилось, студентам не нужно тратить время и энергию на путь домой, на отдых, можно сразу же выключить ноутбук и сделать СРС, чтобы не оставлять на потом.

– Что вам больше нравится: очное или дистанционное образование?

– Мне нравится дистанционное обучение по тем причинам, что:

1. Мне не нужно тратить время на путь в университет и обратно;

2. Мы не убиваем время впустую, если лекция фактически закончилась или все студенты уже ответили. В университете мы бы ждали звонка так, как положено, по расписанию. А здесь же можно завершить занятие, когда следует, что никакого логического продолжения его проводить уже нет;

3. Не нужно искать время, чтобы элементарно выпить чашку чая или заняться параллельно работой, если занятие не такое уж и энергозатратное. Как бы некорректно это ни звучало, но при выключенной камере и микрофоне, мы – студенты, можем себе позволить и перекусить, и умыться, и делать какие-то параллельные вещи. Конечно, это не очень правильно, но здесь все зависит от самого студента. Лично мне параллельные действия слушать лекцию не мешают.

Очное обучение мне тоже нравится

Все-таки, все студенты, думаю, скучают по университету, переменам, аудиториям, одногруппникам, столовой, звукам и запахам родного корпуса. Считаю, что в целом очное обучение более качественное и дается преподавателям легче, чем студентам. Если оценивать именно обучение, то перевес на стороне очного образования, а если сравнивать то, что нравится студентам, то плюсов много и у дистанционки.

Кроме Казахстанского университета мы попросили студентов из Китая рассказать о том, как они сейчас обучаются, на какой платформе у них проходят занятия, являются ли у них постоянно включенные камера и микрофон обязательным требованием на занятиях, нравится ли дистанционное образование.

Сана Тарабукина, студентка 1 курса магистратуры Харбинского инженерного университета:

– Наш университет для онлайн пар пользуется платформой VooV Meeting, который вроде ничем не отличается от платформы Zoom. Учеба начинается ровно по времени и не обязательно включать видео и звук, в этом и есть плюс. Пары проходят как полноценные занятия и начинаются они с 08:00 по пекинскому времени, демонстрация экрана заменяет обычную доску при обучении. Занятия всегда проводятся в назначенное время и никогда не отменяются. СРС отправляем лично преподавателю через приложение WeChat. Я думаю, что если есть условия для ДО, то оно ничем не хуже очного обучения.

В свою очередь студент 1 курса магистратуры Тяньцзинского университета иностранных языков Александр Аммосов прокомментировал дистанционное обучение следующим образом:

– Для меня очное обучение лучше, чем дистанционное, так как с онлайн обучением интерес к учёбе пропадает. У нас лекции проходят через приложение 腾讯会议 ( VooV Meeting), удобно, быстро и просто. Видео включать не обязательно, а звук всегда должен быть включён. Преподаватель открывает на своём компьютере ppt, аудио-видео, открывает «онлайн-доску». Пары начинаются всегда ровно по времени после обеда в 14:00, но иногда бывают сбои, так как, сейчас интернет перегружен. Самостоятельные работы отправляем в общую группу или же на почту преподавателю.

Конечно, большим плюсом дистанционного обучения является то, что каждый находится в своей зоне комфорта – потому и уровень усвоения информации может быть выше. Исходя из ответов респондентов из Казахстана, и из Китая, можно понять, что большинство привыкло и их вполне устраивает ДО. Следует понять, что онлайн обучение – это будущее. Оно наступило в нашей жизни по всему миру в этом году. Так что все образовательные учреждения перешли на формат дистанционного образования. Обучающиеся получают полный объем информации, как в очном, так и в дистанционном формате.

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.