/ Маргарита Винокурова

Дело жизни профессора Николая Неустроева

17 октября свое 75-летие отмечает доктор педагогических наук, учитель и профессор кафедры начального образования Педагогического института СВФУ Николай Неустроев. О становлении одного из первых ведущих ученых-педагогов Якутии – читайте в проекте «НУ_онлайн».

Начало пути


Николай Дмитриевич родился 17 октября 1943 года в 1-Батаринском наслеге Мегино-Кангаласского района Якутской АССР в семье колхозника. Как и все сверстники тех лет, в 1961 году после окончания школы начал трудовую деятельность преподавателем основ производства после окончания в Тюнгюлюнской средней школе. И весьма успешно, так как за короткое время работы, с 1961 года по 1962 учебные годы на базе родной школы подготовил 17 трактористов III класса, которые стали работать по специальности в колхозах и совхозах под девизом «Школа-производство-ВУЗ».

В июле 1962 года его призвали в армию, где он прослужил три года. Летом 1965 года после демобилизации поступил в Якутский государственный университет на романо-германское отделение по специальности «преподаватель немецкого языка, филолог». По окончании Якутского госуниверситета в 1970 году молодого специалиста направляют работать учителем в Синскую среднюю школу Орджоникидзевского района. Вскоре молодого и инициативного учителя назначают завучем этой школы.

Путь в науку


Имея определенный опыт работы в сельских школах с самого начала своей трудовой жизни, молодой преподаватель начал интересоваться педагогической наукой. И Николай Дмитриевич в 1972 году принимает решение поступить в аспирантуру при кафедре педагогики и психологии ЯГУ, руководителем которой был профессор Виктор Федорович Афанасьев.

После успешного окончания аспирантуры в 1976 году он назначается директором Синской средней школы

В июне 1980 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Особенности организации работы сельской малокомплектной восьмилетней школы» (на примере Якутской АССР) в Ленинградском государственном педагогическом институте им. А.И. Герцена. Так Николай Неустроев завершает этап практической и теоритической работы в якутских сельских школах.

Научно-педагогическая деятельность



Молодой кандидат педагогических наук в 1981 году был избран ассистентом кафедры педагогики и психологии ЯГУ, где прошел творческий научно-педагогический путь от старшего преподавателя до профессора. Энергичный и творческий человек активно включается в жизнь Якутского государственного университета. Его интересные, живые лекции, семинары нравятся будущим педагогам, учителям. Николай Дмитриевич пользуются любовью и авторитетом как среди студентов, так и профессорско-преподавательского состава ЯГУ.

Работая преподавателем он не прекрашает свою научную работу и в январе 1992 году в Московском педагогическом государственном университете защишает докторскую диссертацию на тему «Специфика деятельности сельских малокомплектных школ в условиях Севера». В декабре 1993 года Николай Дмитриевич получает аттестат профессора.

Николай Неустроев с сентября 1992 года руководит кафедрой педагогики и методики начального обучения педагогического факультета ЯГУ. В 1996-1997 годы он работал деканом факультета педагогики и методики начального образования пединститута ЯГУ. С 1999 по 2006 годы – заместителем директора пединститута ЯГУ по научной работе. С 2007-го по 2015-ый заведовал кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ.

Научная школа ученого, профессора



Николай Неустроев является одним из первых ведущих ученых-педагогов, разрабатывающих с 70-х годов актуальное научное направление по проблемам сельских малокомплектных школ в условиях Севера. Им опубликовано 306 научных и учебно-методических работ. Являясь с 1998 года действительным членом международной Академии педагогических и социальных наук, активно участвует в годичных собраниях с докладами по актуализации своего научного направления.

Помимо научных исследований профессор также ведет активную общественную работу

Под научным руководством Николая Дмитриевича защитились 67 кандидатов и 5 докторов педагогических наук, занимаются в данное время 4 аспиранта заочного обучения, 5 соискателей-педагогов, как преподавателей СВФУ, так и работников различных учреждений среднего и высшего образования республики. При кафедре начального образования работает лаборатория проблем сельских малокомплектных школ, где ведется руководство опытно-экспериментальной работой в 12 сельских школах.

Говорят ученики


Алексей Голиков,
первый проректор по образовательной деятельности СВФУ:

Николай Дмитриевич – признанный ученый-теоретик, талантливый организатор и инициатор многих исследовательских программ, реализуемых в нашей республике. Неоценим его вклад в развитие педагогической науки в нашей стране. Это обоснование малокомплектных сельских школ в условиях Севера как социально-экономическую закономерность, внедрение национально регионального компонента и этнокультурных основ в учебно-воспитательной работе национальных школ, в подготовке педагогических кадров в вузе.

Выдвинутые Николаем Дмитриевичем теоретические положения, научно-педагогические и методические рекомендации по совершенствованию деятельности сельских малокомплектных школ широко внедряются в национальных регионах Российской Федерации: Якутия, Чукотка, Камчатка, Тува, Татарстан, Башкортостан, Адыгея, Осетия, Дагестан, а также в странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения).

Находясь в поиске новых направлений, концепций, решений педагогических проблем, Николай Неустроев постоянно поддерживает творческие инициативы молодых учителей, педагогов. Особенно актуальны исследования по проблемам кочевых школ в условиях Арктики и этнопедагогизации деятельности кочевых школ народов Севера.

Наша совместная деятельность с Николай Дмитриевичем началась в ноябре 2013 года, когда меня назначили директором Педагогического института. Николай Дмитриевич – мудрый наставник, простой в общении, открытый человек, с которым можно всегда поговорить, обсудить проблемы и посоветоваться. Как это было важно мне новому руководителю. Николай Дмитриевич – человек высокой нравственности, неиссякаемой энергии и честности.

Владимир Егоров,
доцент кафедры теплофизики и теплоэнергетики ФТИ СВФУ:

Мы с Николаем Дмитриевичес знакомы давно, с 1973 года. С той поры и до сего дня мы с ним очень дружим и понимаем друг друга с полуслова. Это очень порядочный и хороший человек. После окончания ЯГУ мне пришлось работать учителем, организатором образования в школах Севера как Якутии так и далеко за ее пределами, в Красноярском крае, в Чукотском автономном округе. И за все эти годы мы не теряли связи с ним.

Поскольку работая в разных школах Севера у меня накопился достаточный опыт работы и знания условий жизни этих мест, то однажды мой друг Николай Дмитриевич сказал: хватит, надо систематизировать накопленный практический материал и оформить диссертационную работу. Порекомендовал стать соискателем, и согласился быть научным руководителем.

В 1996 году мы с ним поехали в научную экспедицию в Анабарский, Оленекский улусы, где изучили опыт кочевых школ. В 1998 году завершил оформление диссертационной работы и в 1999 году под руководством Николая Дмитриевича успешно зашитил диссертацию. Мне очень повезло встретить такого человека, как мой друг в далеком 1973 году, я счастливый человек.

Туйаара Шергина,
доцент кафедры начального образования ПИ СВФУ:

Под руководством Николая Дмитриевича я защитила кандидатскую диссертацию. За все время нашей совместной работы Николай Дмитриевич, как руководитель, оказывал огромную помощь в моей научной работе, направлял, помогал и давал консультации.

В 2011 году им было поддержано создание при кафедре учебно-научной экспериментальной лаборатории этнокультурного образования. ЛЭКО внес весомый вклад в процесс формирования профессиональной компетенции учителей начальных классов. Силами учебно-научной лаборатории этнокультурного образования осуществлялись подготовка, переподготовка и консультирование учителей по инновационным технологиям этнокультурного образования на основе принципа культуросообразности образовательного процесса. Выражая огромную благодарность, поздравляю уважаемого Николая Дмитриевича со знаменательной датой – 75-летием и желаю здоровья, бодрости, благополучия и долгих лет жизни.

Анна Сакердонова,
старший преподаватель кафедры начального образования ПИ СВФУ:

Николай Дмитриевич Неустроев сыграл огромную роль в моем становлении как педагога. Своим примером он прививал нам, будущим учителям, такие понятия как доброта, любовь и уважение к людям. Николай Дмитриевич обладает редким качеством уметь видеть в каждом человеке личность, к которому надо относиться уважительно при любых ситуациях. Он учил нас быть профессионально компетентными в воспитании детей, заключающимися в человеческой порядочности, в грамотном и творческом подходе к работе, в усердном и непрестанном освоении новых знаний, необходимых для успешной работы. Ныне Николай Дмитриевич мой коллега, чей богатый опыт и знания заслуживают высоких похвал.

Еще в студенческие годы Николай Дмитриевич, будучи моим преподавателем, говорил, что учитель – это человек, который учится всю жизнь. Вопрос о поступлении в аспирантуру и выбора научного руководителя моей диссертационной работы даже не стоял. Николай Дмитриевич – грамотный руководитель, профессионал своего дела.

Алина Оконешникова,
доцент кафедры начального образования ПИ СВФУ:

Знаю Николая Дмитриевича с 80-х годов, когда стали создавать педагогический факультет. Дмитрий Алексеевич Данилов, назначенный деканом, стал подбирать кадры. Вначале нас было совсем немного. Николай Дмитриевич ведал партийными делами, вместе с Дмитрием Алексеевичем и профоргом руководили работой факультета. Мы выступали зачинателями интересных дел, руководство во всем нас поддерживало нас. Мы создали Комнату боевой и трудовой славы, стали проводить Уроки мужества.

Николай Дмитриевич всегда был добр, внимателен, терпелив, весел, понимает шутки, поэтому работать с ним было легко и приятно. Когда Николай Дмитриевич стал заведующим кафедрой, благодаря ему на кафедре воцарилась доброжелательная обстановка, взаимопонимание.

Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.