/ Гаврил Семенов

Игры разума: как прошел квест Science Game

«5… 4… 3… 2… 1… Старт!» – объявили начало игры ведущие, но мало кто стоял дожидаться окончания обратного отсчета. Двадцать команд, 10 студенческих и 10 школьных, уже ринулись штурмовать лаборатории университета с целью стать лучшей командой научного мероприятия ScienceGame.

Для стороннего наблюдателя игра напоминала школьную игру по станциям, только станции здесь назывались «лаборатории». И это действительно были функционирующие лаборатории, расположенные в четырех корпусах СВФУ – Корпусе факультетов естественных наук, Корпусе технических факультетов, Арктическом инновационном центре и здании Медицинской клиники. Для посещения было открыто 25 станций, где участники игры решали задачи по информатике, физике, математике, химии и гуманитарным наукам.

На решение задач отводится ограниченное время – 4 часа на всю игру и 45 минут максимум на одну лабораторию. «Физически невозможно успеть посетить все станции за столь короткое время», – едва успел бросить Василий Охлопков, сопровождающий волонтер команды «Classmates13», убегая с командой с одной лаборатории на другую. В таком темпе шла вся игра.

Участники старались собирать свои команды равномерно, по принципу ковчега Ноя – «каждой твари по паре». Чтобы быть готовым дать ответ на весь спектр научных вопросов, в ограничение в пять человек надо было уместить и технарей, и гуманитариев. Полезным шестым игроком, безусловно, выступал великий Google, который знает ответы на многие вопросы.

Но если на заданиях по типу «назовите улусы Якутии на карте по географическому контуру» он становился великолепным помощником, то в решении химических формул и задач по физике, увы,Google оказывался бессилен.

Однако не все команды имели разнородных участников. Команда «CrazyDaisy» состояла из девушек-гуманитариев старших курсов. Несмотря на свою гуманитарную специализацию, со вполне техническим заданием – собрать в программе Google Sketchup трехмерную модель автобуса – они справились на «отлично».

Задачи многих лабораторий включали в себя элементы интерактивности. В кафедре экологии Института естественных наук, например, игрокам необходимо было разложить бытовые вещи по степени опасности для окружающей среды. По признанию куратора лаборатории Марии Слепцовой, мало кто знал, что обычный старый учебник может представлять серьезную опасность для окружающей среды. Угрозу жестяной, стеклянной тары, аккумуляторных батареек все игроки прекрасно определили.

В учебно-научной лаборатории биофизики игрокам предлагалось, используя специальный прибор, определить пульс и артериальное давление одного из членов команды. Школьникам из команды «Фантастика» это долгое время не удавалось: прибор все время указывал на аритмию сердца их товарища, которое, к тому же, по заверению аппарата, билось 36 раз в минуту.

Волнение и стресс сыграли злую шутку с участницей из коллектива «Альянс». Во время посещения лаборатории молекулярной эндокринологии в Медицинском институте ей неожиданно стало плохо. К счастью, находившиеся рядом квалифицированные врачи ей оказали своевременную помощь. «У нее оказалось очень низкое артериальное давление, 80/40. У здорового человека должно быть 120/80. Она была вся побледневшей. Мы ей дали кофе, она порозовела, быстренько пришла в себя и побежала дальше с рекомендациями обратиться к участковому врачу и сдать анализ крови», – сказала Любовь Сыдыкова, куратор станции и главный внештатный эндокринолог Министерства здоровья РС(Я).

Среди команд была жесткая конкуренция. В ход пускались все средства. В лаборатории «Механотроника» задачей игроков было собрать движущийся робот, который должен обойти препятствие и дойти до условного финиша. После успешного завершения задания, некоторые команды разбирали робот и прятали его детали в коробке «вторым дном», чтобы их не было видно, и таким образом отнять у конкурентов пару лишних минут.

По завершении четырехчасового приключения на торжественном вечере лучшей командой среди студентов был признан коллектив «Espada». Кэскил и Күндүл Огонеровы, студенты ФТИ, победители ряда всероссийских олимпиад, признались, что на свой успех они не рассчитывали, несмотря на победу их команды и в первом интернет-туре Science Game, проведенном 18 сентября. За победу каждому члену коллектива была выдана оплачиваемая поездка в город Томск на следующую игру Science Gameв 2015 году, а также планшет iPad mini.

Соответствующими призами была награждена команда «Сейчас», полностью состоявшая из представителей Республиканского лицея-интерната. На удивление организаторов игры, школьники нередко были активнее и обладали даже более обширными знаниями, чем студенты. «Возможно, студенты принимают более узкую направленность, ограничивая из-за этого свой кругозор», – предположил заведующий лабораторией геодинамики и минерагении Георгий Еременко.

Science Game с уверенностью можно назвать студенческой инициативой. Хотя, конечно, в организации участвовал ряд больших организаций, в том числе СВФУ, Томский политехнический университет и Министерство по делам молодежи и семейной политике РС(Я), концепцию игры, ее базу основал томский студент Дмитрий Прокопьев. «Грустно, очень грустно, что во времена моего студенчества ничего подобного не было», – сказал проректор по инновационному развитию Афанасий Саввин на закрытии игры.
Затаив дыхание, будем ждать следующие игры. Интеллектуальные мероприятия с интересным развлекательным характером в стенах университета будут проводиться еще чаще, еще больше.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.