/ Туяра Павлова

Insta-фэйк. Что говорит закон

Интернет дает нам возможности, которые и не снились лет десять назад. В сети, например, можно купить брендовую сумочку за пару тысяч рублей. Однако, как правило, качеством настоящего бренда там и не пахнет.

В настоящее время проблема торговли поддельной и контрафактной продукцией набирает обороты. Пользователей социальных сетей каждый день атакуют продавцы товаров, качество которых вызывает серьезные сомнения.

Впрочем, по словам доцента кафедры предпринимательского права и клинического обучения юридического факультета Михаила Рощина, объем нарушений в данной сфере по сравнению с предыдущими десятилетиями значительно уменьшился. Связано это с рядом факторов: это и совершенствование нормативно-правового регулирования средств индивидуализации товаров, работ и услуг, и создание эффективных правовосстановительных механизмов, и рост правовой культуры в обществе.

Слово закону


Продажа поддельных брендовых сумочек и других товаров – совсем не легкие деньги. Продавцы подделок несут ответственность за незаконное использование товарных знаков на общих основаниях. За реализацию контрафактной продукции действующее законодательство предусматривает гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность.

Так, за незаконное использование чужого товарного знака можно получить административный штраф в размере от пяти до десяти тысяч рублей. Товары, которые содержат злосчастный незаконно использованный товарный знак, подлежат изъятию. Такая же судьба ждет и материалы, и оборудование, с помощью которых производятся подобные товары. И это меры лишь для физических лиц. Для юридических лиц санкции гораздо суровее.

В законодательстве такого понятия, как «элитная копия», нет

Отдельно оговорим о так называемых «элитных» копиях брендовых товаров – многие продавцы в интернете честно признаются, что представленные у них Dior и LV – не оригиналы, но утешают заинтересовавшихся покупателей многообещающим объявлением о том, что их товары являются как раз-таки «элитными» копиями. Однако в глазах закона такая прямолинейность продавцов их нисколько не оправдывает, и ответственность они несут такую же, как продавцы поддельных брендовых товаров.

Куда пойти, если обидели


А если человек приобрел продукт, искреннее полагая, что он фирменный? Обманутые покупатели могут действовать по следующей схеме:

1. Обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой необходимо изложить суть проблемы. Составляется такое письмо, что важно, в произвольной форме. Оставляя документ продавцу, обязательно помните, что нужно получить отметку о том, что бумага принята. Если это сделать невозможно, можно направить претензию направляют заказным письмом на адрес продавца. Если на претензию поступил отрицательный ответ или его вообще не последовало, то готовится исковое заявление в суд.

Здесь у пострадавшего покупателя есть два пути: либо самостоятельно представлять свои интересы в суде, либо поручить ведение своего дела представителю. «Нужно понимать, что если раньше гражданин не принимал участие в гражданских процессах, не владеет необходимыми юридическими знаниями, им могут быть допущены ошибки и получен отрицательный результат рассмотрения заявления. Немаловажным фактором является и потеря времени, – предупреждает Михаил Рощин. – Поэтому лучше обратиться за помощью к юристу-специалисту в сфере защиты прав потребителей. Соответствующую помощь могут бесплатно оказать и сотрудники юридической клиники СВФУ».

2. Обратиться в государственные органы. Составлять протоколы об административных правонарушениях о незаконном использовании чужого товарного знака уполномочены должностные лица полиции, таможни, а также органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (Роспотребнадзор). Таким образом, если гражданин обладает информацией о реализации контрафактной продукции, он может проинформировать об этом компетентные органы, которые в свою очередь инициируют проведение проверки деятельности недобросовестного продавца.

Живущие в сети


Однако интернет – дело тонкое. Не всякий «магазин» из Instagram имеет юридический адрес. Даже если таковой и есть, продавец может и не указывать его. Что делать в таком случае?

Продажу товаров в сети действующее законодательство определяет как продажу товаров дистанционным способом. Основными нормативно-правовыми актами в данной сфере являются Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав потребителей» и Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом». Контроль в сфере интернет-торговли осуществляет Роспотребнадзор.

Не стоит верить продавцам в интернете на слово – они вполне могут подложить свинью

Если гражданин систематически занимается реализацией товаров через интернет и фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, он должен получить соответствующий статус и пройти регистрацию в налоговых органах. В случае предъявления потребителем требований к гражданину, не прошедшему регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически осуществляющему предпринимательскую деятельность, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Прежде, чем совершать покупку на сайтах, внимательно изучите информацию о продавце. Проверить продавца можно через общедоступные федеральные ресурсы, например, вот эти – https://egrul.nalog.ru/ и http://r14.fssprus.ru/

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.