/ Александр Мярин

Испытания на холоде: как университет встретил восточный Новый год 20 лет назад

Задача испытывать технику в климатических условиях Якутии стояла еще в 90-х годах и имеет свою богатую историю. В связи с открытием 1 февраля 2019 года в ТОР «Кангалассы» первой очереди испытательного полигона СВФУ «НУ_онлайн» начинает цикл публикаций об испытаниях на холоде, людях, которые стояли у истоков.

16 февраля 1999 года участники международной студенческой автоэкспедиции «Десять Флагов на Полюсе холода» в поселке Томтор Оймяконского района встретили восточный Новый год. Об экспедиции, проведенной с международной неправительственной организацией «Северный Форум», рассказал ее инициатор Александр Мярин, но тот момент менеджер Научно-технологического парка Якутского госуниверситета.
____________________________________________________________________________________

Тогда, в 90-х, большинство создаваемых объектов инновационной инфраструктуры «привязывались» к бывшим центрам по разработке оборонных технологий. В нашей республике таковых практически не было. Однако не следует забывать, что освоение многих военных технологий, равно как и производство техники и приборов в северном исполнении, сопровождалось различными доводочными и эксплуатационными испытаниями в естественных низкотемпературных условиях Якутии. Это началось еще в 30-х годах прошлого века. Активное участие в них принимали многие научные и производственные организации республики.


Одной из формальных причин для проведения таких испытаний была процедура государственных приемочных испытаний (или обязательной сертификации) технологий и техники с участием представителей от основных потребителей, в том числе в естественных условиях Севера в рамках советской госпрограммы «Техника Севера», а затем «Техника российского Севера».

Но из-за сокращения значительной части государственных испытаний как механизма плановой экономики, особенно при подготовке вхождения РФ в ВТО (Всемирную торговую организацию), специалисты нашей республики были практически отстранены от активного участия в создании техники и технологий для холодных регионов страны и ее арктических территорий.

Поэтому в разделе «Развитие наукоемких бизнес-услуг» схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года, одобренной Правительством РФ в феврале 2007 года, было отмечено, что специфическим и характерным именно для Якутии станет возрождение услуг экспериментальной проверки техники, существовавших в позднесоветское время.

То есть, одобрение Правительством РФ в феврале 2007 года необходимости возрождения испытаний техники в естественных условиях Якутии является одним из важных из «промежуточных» стратегических результатов ряда мероприятий, проводимых Технопарком университета, в том числе и автоэкспедиции «Десять Флагов на Полюсе холода» в феврале 1999 года.

Первыми «практическими» из тактических результатов этой автоэкспедиции стали фестивали туризма «Полюс холода», которые проводятся регулярно с 2000 года, а также рамочный договор о сотрудничестве между Научно-исследовательским центром по испытаниям и сертификации автомототехники Госстандарта РФ – Центрального Автополигона НАМИ (г. Дмитров, Московской обл.) и Департаментом по высшей школе и науке РС(Я), подписанный в апреле 1999 года. Основное назначение этого договора – активизировать возрождение участие Якутии в создании надежных автомобилей и другой техники для Севера через возрождение и развитие испытаний автомототехники в естественных экстремальных низкотемпературных условиях.

И только в настоящее время можно считать, что этот договор начал реализовываться в полном объеме в виде появления проекта межгосударственного стандарта «Автомобильные транспортные средства. Климатическая безопасность. Технические требования и методы испытаний», разработанного ФГУП «НАМИ» в соответствии с Программой межгосударственной стандартизации на 2018 год и, практически, являющего развитием национального стандарта РФ ГОСТ Р 50992-96 «Безопасность автотранспортных средств при воздействии низких температур внешней среды. Общие технические требования».

В настоящее время общая ежегодная господдержка отечественных автопроизводителей, по различным экспертным оценкам, составляла порядка 120 млрд. рублей

Для обсуждаемого «возрождения» программы «Техника Севера» в части автотранспортной и колесной вездеходной техники может потребоваться дополнительно от 10 до 20 млрд. рублей в течение 3-5 лет на поддержку отечественных производителей и транспортников Севера, в части возмещения объективного удорожания создания и эксплуатации «северных» модификаций автотранспорта.

Социально-экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий может не только кратно компенсировать затраты, но и стать пилотным проектом для всего машиностроительного комплекса страны по возрождению актуальных элементов госпрограмм «Техника Севера», в первую очередь, для нормативно-правовой и соответственно экономической базы возрождения испытаний техники и технологий в Якутии.


Вместе с тем, действующий технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», разработанный в 2011году и вступивший в силу в 2015 году, никак не стимулирует применение специальных климатических требований для «северных» модификаций транспортных средств. Подчеркну, что отсутствие климатических требований в техническом регламенте или их «приостановка» («изъятие») из начальной версии 2011 года, особо актуально для многих «экстремально холодных» регионов (Магаданская область, Красноярский край и других), где зимние температуры могут опускаться ниже минус 50–60°С, но и для умеренно-холодных регионов РФ и Казахстана с температурами ниже минус 40°С.



В настоящее время эксплуатационникам автотранспорта Севера в силу их «распыленности» на небольшие предприятия и индивидуальных предпринимателей, в отличие от крупных транспортных предприятий советского периода на тех же огромных территориях, сложно обеспечить заказы на «северные» модификации в объемах, достаточных для серийного производства.

Только при значительных объемах производства возможно проведение доводочных, климатических и сертификационных испытаний опытных образцов, а затем опытных партий, в течение 1-3 полных годичных циклов в естественных условиях Севера и Арктики, которые в позднесоветский период проводились в рамках госпрограмм «Техника Севера». В результате практически весь автотранспорт, эксплуатируемый на Севере, является техникой обычного исполнения, без официального допуска к эксплуатации при температурах ниже –40°С., и при этом, действующий регламент практически исключает возможность на законных основаниях проводить практику «северной» доработки.

В продолжение «исторического экскурса» на 20-30 лет относительно 1999 года отмечу, что в Минавтопром СССР создал в конце восьмидесятых в г. Сусуман Магаданской области Северный филиал Центрального Автополигона НАМИ. Хотя первоначально этот филиал планировалось открыть в Якутске, затем в Усть-Нере на базе «Зиловского» ЭПАХ (экспериментально-производственного автохозяйства), ориентируясь на испытания в естественных экстремальных условиях Оймякона – одного из центров территории обитаемого полюса холода нашей планеты, расположенного в Якутии.

По моему мнению, решение руководства Минавтопрома СССР в середине 80-х о переносе создания северного филиала в Магаданскую область из Якутии, было ошибочным. И именно по результатам автоэкспедиции 1999 года руководство Автополигона НАМИ и Департамент по высшей школе и науке РС(Я) согласились с тем, что необходимо основную часть испытаний проводить в Якутии, подписав в апреле 1999 года вышеупомянутый договор, инициированный Технопарком университета и прямо, или косвенно способствовал созданию испытательного полигона СВФУ в ТОСЭР «Кангалассы» в январе 2019 года.


Возрождение испытаний на территории Якутии способно обеспечить значительную оптимизацию эксплуатационных расходов автотранспорта, занимающих существенную долю в транспортных расходах создания валового регионального продукта северных регионов на основе повышения надежности и безопасности (в т. ч. экологической), особенно в зимний период. Для арктических районов возрождение испытаний сможет еще и содействовать повышению транспортной доступности.

Поэтому предлагаем не только коллегам автотранспортникам, но и основным потребителям автотранспортных услуг активно подключиться к обсуждению вышеупомянутого проекта межгосударственного стандарта и разработке практических рекомендаций по совершенствованию в первую очередь тех, кто способствует первоочередному приданию статуса «климатических опорных пунктов» не только испытательному полигону СВФУ в ТОСЭР «Кангалассы», но и всей инфраструктуре испытаний по маршруту Якутск – Оймякон (Верхоянск) – Депутатский – Тикси, включая возрождение «прежнего» подразделения Северного филиала Центрального Автополигона НАМИ г. Сусуман Магаданской области в п. Томтор Оймяконского района.

Александр Мярин – кандидат экономических наук, директор ООО «АрктикСпецМаш», вице-президент по инновационному развитию НО «Региональный автотранспортный союз РС(Я)», и.о. доцента АДФ СВФУ, советник директора ГАУ «Технопарк «Якутия»

Фото: из личного архива автора материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.