/ Ольга Ильина

Музыка и литература: опыт интегрированного изучения литературы

Интеграция предметов – одно из условий осуществления комплексного подхода к изучению литературы в школе. Доцент кафедры общего языкознания и риторики ФЛФ СВФУ, кандидат педагогических наук Ольга Ильина делится опытом реализации интегрированного урока литературы.

Интеграция предметов – одно из условий осуществления комплексного подхода к изучению литературы в школе. Доцент кафедры общего языкознания и риторики ФЛФ СВФУ, кандидат педагогических наук Ольга Ильина делится опытом реализации интегрированного урока литературы.

Давайте рассмотрим пример урока для учеников 11-го класса. В данном случае школьники знакомятся с лирикой Сергея Есенина и вокально-симфонической поэмой Георгия Свиридова «Памяти Сергея Есенина». Целью занятия является сопоставить лирическое и музыкальное произведения.

Сергей Есенин страстно любил музыку. Его поэзия завораживает нас необычной мелодичностью, лиризмом. На стихи поэта написано более двухсот музыкальных произведений. Есенинская лирика была и остается предметом увлечения композиторов самых разных поколений и творческих устремлений.
Остановимся на стихотворениях «Поет зима, аукает», «В том краю», «Край ты мой заброшенный», которые вместе с другими («Молотьба», «Ночь под Ивана Купала», «1919», «Крестьянские ребята», «Я – последний поэт деревни», «Небо – как колокол») вошли в вокально-симфоническую поэму «Памяти Сергея Есенина» Г.В. Свиридова. Мы попытаемся посмотреть, как в музыке отразились, трансформировались чувства, мысли, мировоззрение поэта. Прежде всего, стоит немного поговорить о самом композиторе. Слушаем индивидуальное сообщение ученицы, которой заранее дано соответствующее задание.
Свиридов, как известно, очень любил творчество Есенина. Стихи поэта крепко приковали к себе композитора. В течение двух лет он работает только над его текстами. Есенинский «пласт» музыки Свиридова – явление исключительное. За два года вдохновенной работы возникает поэма «Памяти Сергея Есенина», два романса на его стихи, цикл песен «У меня отец – крестьянин». Позже появляется еще один вокальный опус – «Русь деревенская». Эти сочинения являются новым прочтением стихов Есенина.

В свое время в поэзии Есенина видели только любовную лирику, поэзию сельской жизни и среднерусских пейзажей, тоску поэта по уходящей в прошлое старой деревне. Композитор в своем прочтении подчеркивает другую тему, о которой в свое время не раз говорил и сам поэт. Это тема высокой гражданственности, тема Родины и родного народа русского, глубокой и страстной любви к ним поэта. Именно эти чувства доминируют в поэме «Памяти Сергея Есенина», завершенной в 1956 году.

Итак, после сообщения ученицы, приступаем к анализу стихотворения «Край ты мой заброшенный…». Читаем выразительно стихотворение. В анализе отмечаем основное настроение стихотворения, его образный строй. Это картина русской природы – бескрайних полей с лесами на горизонте, с монастырем, деревеньками. Прослушаем первый номер вокально-симфонической поэмы, в основу которого легло это стихотворение. Сопоставим стихотворение и музыку: соответствует ли музыка настроению стиха, как музыка смогла передать его атмосферу? Композитор здесь выступает не столько пейзажистом, сколько лириком. Таким образом, мы попытались сопоставить два произведения искусства на уровне общности замысла писателя и композитора: отметили единство содержания, образного строя, настроения.

Обращаемся на уроке к стихотворению «Поет зима, аукает…». После выразительного чтения отмечаем, что это стихотворение – печально-любовное размышление о Родине в сочетании с завыванием зимней вьюги – бешеной, злой, неистовой. Главное здесь – образ зимы, метели, злой вьюги. Прослушаем музыку Свиридова (второй номер поэмы, в основу которого легло это стихотворение). Слышится смена контрастных эпизодов: от нежной мелодии к forte, от раздумчиво-сосредоточенного звучания к картине бешеной вьюги и т.д. Картина метели – центральная в этом номере, после нее опять в музыке слышны мягкие лирические нотки, говорящие о тепле и счастье.

Стихотворение «В том краю…» по своему настроению близко к первому. Здесь тоже пейзаж скромной русской природы с сиротливыми избами деревень. У Свиридова – это песня – монолог для солиста, где на первый план выходят интонация, речь, эмоции именно солиста. Прослушаем музыку. Обращаем внимание на особенности создания музыкального образа: звуковое оформление, интонационная палитра, тембровый колорит голоса, эмоции исполнителя. В музыке слышны интонации тоски, печали, задушевного разговора со слушателем. Мелодия народно-песенного склада.

Так, на уроке произошло знакомство с особенностями создания музыкального образа. Все это помогло постичь стихотворение на эмоциональном уровне. В заключении возможно подумать над вопросами: помешала или наоборот помогла вам музыка? Соответствует ли музыка такого стиля замыслу поэта, почему?

Свиридов сумел через свое произведение пронести лирическую тему есенинской поэзии – «любовь к родному краю», а это показатель мастерства художника.

Таким образом, в современной школе продолжается процесс «внедрения» различных видов искусства в учебный процесс с целью решения важной задачи – эстетического воспитания школьников. Формы и методы, являющиеся своеобразным механизмом реализации целей обучения, при умелом их сочетании на уровне интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла способствуют активизации учебно-воспитательного процесса, расширяют возможности современной школы в развитии личности.

Вопросы для текущего контроля:
1. Какие три вида связи литературы и музыки можно выделить? Дайте развёрнутую характеристику каждому виду?
2. Каковы основные цели и задачи интегрированных уроков?
3. Кто из известных философов, педагогов, психологов, методистов занимался проблемой интеграции? Каковы этапы её развития?
4. Каковы особенности художественного восприятия у старших школьников? Дайте характеристику старшему школьному возрасту.
5. Какое место занимает эстетическое воспитание средствами литературы и музыки в деле всестороннего развития личности? Кто из педагогов Х1Х-ХХ вв. занимался проблемами эстетического воспитания?
6. Как вы понимаете высказывание: «Музыкальность как подсистема личности учителя и ученика как субъектов образовательного процесса»?
7. Какова роль музыки в углубленном восприятии, понимании и интерпретации литературного произведения?

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.