/ Редакция

На ходу в любую погоду: ученые СВФУ тестируют сайлентблоки из морозостойкой уплотнительной резины

Мечта автомобилистов Якутии близится к исполнению – ученые Северо-Восточного федерального университета проводят испытания сайлентблоков из высокопрочной и морозостойкой резины.

История началась в мае 2017 года, когда стало известно о том, что исследователи лаборатории «Технологии полимерных нанокомпозитов» СВФУ разработали способ получения высокопрочной и морозостойкой уплотнительной резины. На момент выхода статьи испытательные образцы резины использовались в котельных следственного изолятора управления Федеральной службы исполнения наказаний Якутии. Авторы проекта подробные комментарии давать отказывались и лишь скромно обещали держать в курсе новостей.

В июле 2017 года один из авторов проекта, ведущий инженер лаборатории Афанасий Дьяконов принял участие во втором этапе дальневосточного конкурса «Я-инженер», который состоялся под Якутском в рамках молодежного образовательного форума «Синергия Севера». Немудрено, что представленный проект, столь нужный для нашего региона, прошел в финал конкурса.

На одном из тренингов в рамках форума идея Афанасия Дьяконова вызвала неподдельный интерес и бурное обсуждение на предмет практического применения данной разработки. Многие предлагали применить технологию для изготовления автомобильных запчастей.

Здесь же, на форуме, молодой ученый познакомился с одним из участников события по имени Алгыс Дегтярев. Тот, в свою очередь, чуть позже свел его со своим другом Евгением Ивановым, который занимается автозапчастями. «Мы встретились, я рассказал ему про нашу лабораторию «Технологии полимерных нанокомпозитов», и мы подумали: «Почему бы и нет?». Когда на одном из сайтов вышла новость о нашей разработке, лучшим комментарием был признан комментарий, где люди просили изготовить сайлентблок. Честно, на тот момент я и понятия не имел, что это такое. В итоге мы сошлись на том, что это один из востребованных и реальных к исполнению деталей», – рассказывает ученый. Основная проблема в процессе эксплуатации сайлентблоков в нашем регионе – в хрупкости резины при температуре -50 ͦ С -60 ͦ С.

Было решено изготовить сайлентблок на автомобиль Toyota Land Cruiser 80. Почему именно на него? Евгений Иванов объясняет: «Во-первых, на одном авто устанавливается четыре таких сайлентблока. Во-вторых, он так же подходит и для других авто TLC 105, Nissan Safari,. В-третьих, именно на этих машинах, которые имеют самые тяжелые условия эксплуатации, лучше всего протестировать разработку и понять, подходит он нам или нет. А уже после смело применять на другие авто».

Задача оказалась не такой простой, как казалось на первый взгляд. Без сложностей, рассказывает Афанасий Дьяконов, не обошлось: «Мы столкнулись со множеством проблем – в части приобретения компонентов, некоторые из них оказались плохого качества, из-за чего мы растянули сроки, в части технологии изготовления пресс-форм». Ученый подчеркивает важность участия в проекте человека со стороны, Евгения Иванова. Это, по словам Афанасия Дьяконова особенно важно потому, что благодаря такому сотрудничеству удалось внедрить в жизнь разработку ученых, что и является конечной точкой воплощения идеи в жизнь, ради которой все и задумывалось.

Афанасий и его коллеги из лаборатории «Технологии полимерных нанокомпозитов» СВФУ разработали резиновая смесь с повышенными прочностными свойствами и эластичностью на основе морозостойкого каучука. Кстати, в разработке материала активное участие принимал один из студентов химического отделения Института естественных наук СВФУ Сергей Тапыев. Сайлентблоки были установлены 10 января.

Автомобиль для установки найти тоже было не просто – кто захочет рисковать дорогим автомобилем? Однако энтузиастам помог их друг Сергей Софронов, который сразу после установки отправился испытывать сайлентблоки в Кобяйский район.

Сейчас, рассказывает Евгений Иванов, машина успешно проездила уже более трех тысяч километров. «Я думаю, что для первого образца – испытания довольно успешные, учитывая, что машина ездила далеко не по асфальту. К сожалению, на улице уже потеплело, и мы не успели провести повторные испытания в зимние время, сайлентблоки дальше используются в летнее время», – подчеркивает молодой человек и добавляет, что испытания будут продолжены в следующем зимнем сезоне. На этот раз команда подготовит еще несколько образцов.

Как оценивает Афанасий Дьяконов, некоторые свойства разработанных сайлентблоков на практике показали себя даже лучше, чем ученые планировали. Так что, возможно, в скором будущем новая разработка ученых СВФУ будет доступна и массовому потребителю.

Фото: из архива Афанасия Дьяконова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.