/ Туяра Павлова

Не так страшен ЕГЭ

Единый государственный экзамен в Якутии проводится уже солидных шестнадцать лет. Республика стала одним из первых регионов, попробовавшим предложенную тогдашним министром образования Владимиром Филипповым инициативу. В этом году в ЕГЭ внесен ряд изменений. Заведующая кафедрой довузовского образования ФДОП СВФУ Милана Федотова помогает разобраться в нововведениях.

Что нового?


Изменения, безусловно, коснулись не всех предметов. Русский язык, базовая и профильная математика, география, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), литература – здесь школьников и учителей не ждет ничего нового. Предметами, по которым экзамен в этом году был заметно изменен, являются биология, химия и физика.

Возьмем, к примеру, биологию. Из экзаменационной работы исключены задания с выбором одного ответа, число заданий сокращено с 40 до 28, а время, отведенное на выполнение заданий увеличено со 180 минут до 210. Кроме того, преобразована первая часть экзамена – теперь она включает новые типы заданий, которые различаются по видам учебных действий. Школьникам предстоит заполнить пустующие окна таблиц, вставить пропущенные элементы в схемы и показать умение анализировать информацию. Еще одно важное изменение – уменьшение максимального первичного балла с 61 до 59.

Предметами, по которым ЕГЭ в этом году был заметно изменен, являются биология, химия и физика

Экзаменационная работа по ЕГЭ по химии также оптимизирована по структуре. В первой части все задания сгруппированы по отдельным тематическим блокам, в каждом из которых перемежаются пункты как базового, так и повышенного уровней сложностей. Задания с выбором одного ответа, как и в экзамене по биологии, исключены. Всего ЕГЭ по химии теперь включает 34 вопроса – в прошлом году их было 40. Изменен и подход к оцениванию результатов (максимальный первичный балл снижен с 64 до 60), а также шкала оценивания выполнения заданий базового уровня сложности, которые направлены на проверку знаний о генетической связи неорганических и органических веществ (2 вместо 1 балла).

Экзамен по физике на фоне биологии и химии практически не изменен. Вторая часть работы осталась прежней, в первой же части убрали задания с выбором одного верного ответа и добавили пункты, где нужно привести краткий ответ.

Предупрежден – значит вооружен


Как показывает практика, большинство ошибок на ЕГЭ достаточно типичны. Школьники, сдающие обществознание, обнаруживают незнание Конституции и принципов функционирования общественных институтов и принципов государственного устройства страны. Ребята, которые сталкиваются с экзаменом по биологии, чаще всего «плавают» в вопросах по ДНК и РНК, а также свойствах генетического кода.

Основной проблемой будущих физиков оказывается неспособность применить знания на практике, а ребята, выбравшие в качестве экзамена химию, слабо знают свойства неорганических веществ и с трудом определяют соединения.

Школьники часто употребляют слова «экспорт» вместо «импорта», называют эмиграцию иммиграцией и наоборот

При сдаче экзамена по истории наибольшие затруднения у школьников вызывает первая половина прошлого века. Особенно хромают знания о периоде Гражданской войны. Впрочем, другие войны ХХ века, в том числе и о ВОВ, знакомы школьникам лишь поверхностно. Даты, имена и события – в этой теме выпускники ориентируются с трудом.

Несмотря на тотальный интерес к IT-технологиям и компьютеризации, школьники на экзаменах по информатике и ИКТ показывают незнание алгоритмов и программирования. Редко кто из ребят может самостоятельно написать программу – а ведь это направление сейчас считается очень перспективным.

Не меньше проблем и у будущих филологов: при сдаче ЕГЭ по литературе оказывается, что одиннадцатиклассники путают различные понятия и термины. Подобная путаница часто возникает и на ЕГЭ по географии – оказывается, школьники часто употребляют слова «экспорт» вместо «импорта», называют эмиграцию иммиграцией и наоборот.

«Анализ типичных ошибок показывает, как важно не просто учить факты и формулы, а научиться логическим мыслить и сопоставлять факты, – отмечает Милана Федотова. – Учителям стоит обратить на этот вопрос внимание, поскольку важно умение применять знания на практике».

Главное – спокойствие. И подготовка


Несмотря на сложность, ЕГЭ по силам любому ответственному школьнику. Все задания составлены в соответствии со школьной программой. Один из основных секретов успеха – это вовремя начатая подготовка. Важен и психологический фактор – чем дольше вы «в теме», тем спокойнее и увереннее вы себя чувствуете с приближением дня Х.

«До весенних каникул – рукой подать, и это время, которое нужно провести с пользой. Мы приглашаем школьников на краткосрочные каникулярные курсы по подготовке к ЕГЭ: ребята смогут подготовиться к экзаменам по математике, физике, русскому языку, истории, обществознанию, химии, биологии и английскому языку, а также узнают все о правилах приема в СВФУ», – рассказывает Милана Федотова.

Начать заниматься при СВФУ могут, кстати, не только учащиеся выпускных классов. Каникулярные курсы также проводятся для школьников девятых классов. Такие занятия проводятся не только ради сдачи ОГЭ – это шаг к системному и своевременному старту подготовки к ЕГЭ.

Евдокия Готовцева,
учитель химии и биологии Оспехской СОШ Усть-Алданского улуса:

Безусловно, экзамен стал сложнее. По сравнению с другими годами дети испытывают больше трудностей. Тот факт, что задания с выбором правильного ответа убрали, означает, что детям нужно готовиться еще тщательнее. Чтобы получить хороший балл, детям нужно не только как следует знать школьную программу, но и уметь логически рассуждать. Говоря о методике подготовки к ЕГЭ, могу отметить, что она остается примерно такой же. Готовых методичек по этой теме нет, и многое зависит от самообразования учителя.

Елена Латыпова,
учитель биологии и химии СОШ №4 г. Ленска:

Пробные тесты показывают достаточно большой процент ошибок, допущенных по невнимательности или из-за чрезмерного волнения: не там поставил запятую, не там округлил. Обидно такое видеть, конечно. Вообще, говоря о современном ЕГЭ, отмечу, что для успешной сдачи экзамена, на мой взгляд, ребенок не должен ограничиваться школьными уроками, он обязательно должен дополнительно заниматься с репетитором, готовиться самостоятельно или посещать курсы. Ученик должен, в первую очередь, хорошо знать теорию. Мы идем от простого к сложному. Наша методика подготовки к ЕГЭ по физике всегда одинакова: сначала мы учим теорию, потом решаем простые задачи, а затем приступаем к сложным заданиям. Также мы активно используем, например, сайт «Решу ЕГЭ».

Луиза Саввина,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе СОШ №31 г. Якутска:

Могу отметить, что сами школьники стали осознаннее в выборе предметов и подготовке к предстоящим экзаменам. Я преподаю на кафедре математики, и при подготовке школьников мы используем систему обучающих зачетов. Ребятам раздают билеты, а через 20 минут они отвечают по вопросам учителю. Если обнаруживаются пробелы, они устраняются на ходу. Такие зачеты ребята сдают через каждую неделю – первую неделю тестируем учеников одиннадцатого класса, вторую – девятиклассников, и так далее.

Фото: Светлана Павлова, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.