/ Редакция

Николай Антонов: поиск – жизненное кредо

Не так давно мы отметили 100-летие профессора Николая Антонова, ученого-лингвиста, первого якутского академика-тюрколога. Он нашел свое призвание в филологии, достиг вершины науки и образования, посвятил свою жизнь и знание полностью своему родному якутскому народу.

Николай Климович родился в селе Антоновка Нюрбинского района, рос в зажиточной семье искусного кузнеца, прилежно учился, осваивая знания в Якутском Педагогическом институте.

Николай Антонов был статным молодым человеком, видным, способным и хорошо образованным. Его первым порывом было стать медиком. Поэтому он поступил в медицинское училище, получил специальность фельдшера-акушер и отправился в один из окраинных наслегов Усть-Алданского района. Проработав год, он понял, что это – не его стезя. Все бросив, молодой человек поступил в педагогический институт на отделение русской филологии. Тогда это было модно: к своему родному языку относились свысока, старались говорить и писать только по-русски.

Тяга его в тюркологии, как пишут многие ученые, началась в период участия в Приленской археологической экспедиции под руководством академика А. П. Окладникова. История народа и язык пробудили у студента исследовательский дух. Но начавшаяся Великая Отечественная война заглушила стремление молодого исследователя: Николай Антонов был призван в действующую часть Советской Армии. Воевал он против Японской Квантунской армии в качестве лейтенанта медицинской службы и лишь после войны возобновил учебу в пединституте, который окончил в 1947 году и был направлен в Институт языка, литературы и истории.

Военная жизнь и восточная культура помогли ему осознать чувство национального достоинства и побудили к изучению истории тюрков

В то время историей якутов занимались только историки. Может, профиль специальности помешал, может идеологическая «драка» историков его отпугнула, может он разумел, что историю бесписьменного народа можно исследовать только языковыми средствами. Он говорил об этом студентам, но в своей работе часто использовал результаты археологов и этнографов. Историческую литературу он всегда изучал и глубоко знал.

В аспирантуре он исследовал именное словообразование в аспекте терминообразования, хотя в те времена прикладными вопросами языкового строительства никто не занимался. Николай Климович мало обращал внимание на историю языка и стремился познать историю якутского народа в семье тюркских народов. Это было его особенностью как специалиста якутского языка.

Еще со времен участия в Великой Отечественной войн молодой исследователь интересовался исторической лексикой якутского языка. Он хотел познать историю якутского народа, установить истинные отношения народа саха с монгольским и другими тюркскими народами, критически относился к положениям предыдущих ученых-историков, якутоведов и тюркологов о происхождении якутского народа и его отношении к монгольским и тюркским языкам. В своих работа ученый обращает внимание не только на историю якутского языка, а напрямую на историю якутского народа.


Исследования привели Николая Антонова к заключению, что якуты являются выходцами из степной зоны Центральной Азии, а предки якутов из степной зоны ЦА перекочевали в лесную. Кроме того, первыми оседлыми скотоводами, по заключению ученого, были монголоязычные племена, а тюркоязычные предки якутов на территории Якутии перекочевали до эпохи возвышения монголов.

Профессор Академии Наук СССР Алексей Павлович Окладников высоко ценил работу якутского ученого. Он писал: «Н.К. Антонов впервые в истории якутоведческой науки произвел на материалах лексики такой глубокий зондаж прошлого якутского народа, какой до него никто не мог произвести. И этот зондаж открыл новые, во многом неожиданные перспективы, как образец комплексного исследования».

Николай Климович Антонов как ученый, как педагог и как личность посвятил себя изучению, распространению и пропаганде истории, культуры якутского и тюркского народов. В университете он проводил студенческие экспедиции и походы по историческим местам и древнетюркским памятникам. Профессор со своими студентами ездил в Иркутскую область, Среднюю Азию, чтобы познакомить ребят с памятниками рунических писем и памятниками истории древних тюрков.

В последние годы своей жизни он занимался проблемой сохранения и развития якутского народа. Часто выступал в печати с проблемными статьями о демографии, об увеличении численности якутов, выдвигал различные теории, с которыми он знакомился из центральной печати. Его публикации воспринимались с интересом, вызывали споры, читатели выдвигали свои гипотезы. Равнодушных не было.

Через свой предмет в якутском языкознании он зажег костер сравнительно-исторического изучения якутского языка с монгольскими, маньчжурскими и с древними и современными тюркскими языками. Профессор Антонов отработал методы и методологию сравнительного и сопоставительного изучения якутского языка с родственными и неродственными языками. Его наследие разнообразно и велико. Наша задача – изучив его, передать это последующим поколениям якутоведов.

Hиколай Климович был оригинальным человеком, самобытной личностью, неординарным учителем, незаурядным ученым.

Авторы:

Иван Алексеев, доктор филологических наук, профессор кафедры якутского языка Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ

Гаврил Филиппов, доктор филологических наук, профессор кафедры якутского языка Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.