/ Арина Татарченко

О чем говорят молодые педагоги?

Что волнует современного учителя? Какими компетенциями он должен обладать? «НУ_онлайн» беседует с победителями конкурса «Учитель года» об актуальных для учителей школ проблемах и о том, как их решить.

«Хороший учитель – это учитель, который всегда учится»


Прокопий Батюшкин,
учитель истории СОШ №33 города Якутска, абсолютный победитель конкурса «Учитель года – 2017» в Республике Саха (Якутия):

– Не скрою, что в самом начале своего обучения я задавался вопросом «Куда дальше? Буду ли я учителем истории?». И сразу решил – буду им. Похоже, «тройка» в практике мотивировала. Карьеру я начал в районе в малокомплектной школе. Там была домашняя и уютная атмосфера, все друг друга знали. Иногда бывало грустно, возникало желание присутствия на уроках большего количества школьников, хотелось драйва.

Сейчас, когда я работаю в школе №3, передо мной встает вопрос, как охватить всех учеников в классе, как мотивировать других детей, которые не приготовились к уроку. Когда в классе больше тридцати учеников, достаточно сложно держать их интерес. Секрет все-таки в личности учителя, способного вызвать интерес у детей.

С недавнего времени я начал больше внимания уделять ОГЭ и ЕГЭ. На мой взгляд, ученику очень важно вовремя определиться с предметом для сдачи ЕГЭ. Чтобы сдать экзамен на высокие баллы, необходима кропотливая работа на протяжении нескольких лет. При наличии определенного запаса времени учитель и выпускник в состоянии подготовиться к успешной сдаче. А в случае, когда выпускник выбирает предмет, скажем так, «случайно», в последний момент или по остаточному принципу, то задача до предела усложняется. В целом, универсальных средств нет. Должна быть системность, знания учителя и мотивированный ученик.

Когда участвуешь в конкурсах, необходимо импровизировать. Самое ценное, что я получаю на конкурсах – это, конечно же, опыт. У меня появилась уникальная возможность видеть лучших педагогов, общаться с ними, брать рекомендации, работать вплотную. Хороший учитель – это учитель, который всегда учится.
___________________________________________

«Современный урок – это про удивление, про содержание»


Сергей Кочережко,
учитель истории и обществознания, заместитель директора международного детского центра «Артек» в Крыму, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015»:

– Очень важно на уроке показывать труд исследователя, учить сопоставлять разные источники информации, выдвигать различные точки зрения и пытаться их доказать. Необходимо учить их работать с информацией, большинство детей сейчас со словарями работать категорически не умеют. Я сталкивался с этим на практике. Мы должны показать ограниченность человеческого познания. Дети должны знать, в чем заключается историческое мышление, научиться говорить с авторами источника на одном языке и понимать и контекст.

Современный урок – это про удивление, про содержание. На уроке истории важно показать, что вы работаете с историей, на уроке литературы то, что вы умеете анализировать тексты, а на уроке физики то, что вы делаете эксперименты. Это урок про исследование – сопоставлять разные точки зрения, задавать вопросы источнику, урок про идею, ценность и человечность, вдохновение.

Современный учитель должен обращаться к тому, что ему неизвестно, пользоваться новыми источниками, слушать лекции современных историков, понимать, что говорит современная историческая наука об этой теме. Среди прочего, он должен быть честным перед собой. Если учитель будет врать детям, то хороших учеников он не воспитает. А вот если он честен перед собой и не боится высказывать детям свое мнение, это правильно. Где они еще могут научиться выражению грамотного обоснованного и волевого мнения, как не в школе?
___________________________________________

«Современные учителя забывают о воспитании»


Петр Галанюк,
учитель истории и обществознания православной гимназии имени Саввы Сторожевского города Звенигорода, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2010»:

– Наш современник, педагог, скрипач Михаил Казиник рассказывал такую историю. 1913 год. 11-летняя девочка-пансионерка Московской Ржевской гимназии приставала к своему дядюшке с просьбой показать, что у него написано на медальоне, который тот всегда носил с собой на груди. Дядюшка снял медальон, протянул девочке, девочка открыла крышку, и там ничего не было написано, кроме пяти нотных линеек и четырех нот. Девочка помедлила с мгновение, затем весело закричала: «Дядюшка, я знаю, что здесь написано! Здесь написано «Я вас люблю»!

Представляете себе, как учили эту девочку, если она, увидав всего четыре ноты, пропела их про себя и узнала начало ариозо Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»? И не в специальной музыкальной школе, и даже не в музыкальном училище, а в обычной русской гимназии, еще и в начальных классах. Обучая девочку искусству музыки, поэзии, уже в младших классах гимназии формируя духовную потребность, думали о генофонде, об интеллектуальном обществе будущего.

Современные учителя забывают о воспитании или делают это в отрыве от духовного наследия, без оглядки на историю. Древнее прошло, так сегодня говорят, теперь все новое. Поэтому очень важно, что мы им говорим. Сводить всю историю к датам, фактам неправильно, ее нужно духовно осмысливать, из истории нужно черпать что-то для себя. В этом году у меня появились пятиклассники, и мне стало плохо – это абсолютно другая категория детей. В конце сентября я начал ловить кайф, понял, что хорошо и мне, и им. Древний мир я сам для себя открыл заново, мне снова захотелось пожить в Древнем Египте, Древнем Вавилоне. Я придумывал для них разные конкурсы, последний был с присвоением в конце абсолютного звания великого правителя Фараона и его несравненной красавицы Нефертити, заказал костюмы. Дети должны были пройти три этапа: первый – творческий, где необходимо написать стихотворение по египетской тематике, второй этап – нарисовать картину, связанную с Египтом, и третий – интеллектуальный марафон. Сложно, но вы бы видели, как они это делали, и какое удовольствие я испытывал, глядя на то, как они это делают.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.