/ Маргарита Винокурова

Ольга Чоросова: «СВФУ – центр круглогодичного обучения взрослых»

Если раньше образование получали на всю жизнь, то в современном мире необходимо образование в течение всей жизни. Объем информации постоянно увеличивается, знания и компетенции постоянно совершенствуются, и современный человек должен постоянно повышать свой образовательный уровень, свое профессиональное мастерство. Способность к постоянному обучению становится важнейшим качеством, определяющим конкурентоспособность человека на рынке труда.

О том, как организуется непрерывное образование в СВФУ, мы беседуем с доктором педагогических наук, директором Института непрерывного профессионального образования Ольгой Чоросовой.

В чем Вы видите цель и задачи дополнительного профессионального образование, на которое руководство университета обращает особое внимание?

Ольга Чоросова: Образование в течение всей жизни – это веление времени. Коллектив ИНПО смог создать с ведущими образовательными структурами федерального университета такую образовательную ситуацию, в которых  обучающиеся взрослые получают  возможность анализировать свое понимание себя в социокультурной среде, то есть возможность формировать самосознание, в соответствии с которым формируются новые формы поведения. Смысл в том, что взрослые способны обрабатывать и проанализировать свой  опыт. В процессе обучения обучающиеся могут осознать и иную реальность, кроме той, в которой они были социализированы. Самосознание является постоянным критическим подходом к реальности, чтобы обнаружить и открыть для себя факты или мифы, которые человека вдохновляют или обманывают, способствуя успешности или  поддержанию губительных для человеческого достоинства факторов. Могу вторить авторитетным источникам: П. Фрайре, П. Джаверс, Р. Ганье и др. — что  повышение квалификации подразумевается как «практика свободы», через процесс которой обучающиеся раскрывают себя, и чего-то добиваются, и как результат этого гуманного процесса, действуя на мир, преобразовывают его.

В 2010 году для повышения качества и расширения количества предоставляемых услуг в сфере дополнительного профессионального образования был создан Институт повышения квалификации педагогов, который был преобразован в Институт непрерывного профессионального образования СВФУ.

Наш институт создает условия для непрерывного образования посредством реализации различных дополнительных профессиональных программ, предоставляет возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ с учетом имеющегося образования, квалификации, опыта практической деятельности. И вся эта деятельность защищена многочисленными статьями в новом федеральном законе об образовании.

 На какие наиболее интересные и перспективные цели и задачи сделаны акценты в институте?

Ольга Чоросова: Наша деятельность ориентирована на все субъекты реального сектора экономики, социальной сферы и бизнеса северо-востока России, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. Это позволяет консолидировать усилия университета, работодателей и самих специалистов и повышать эффективность принимаемых мер в сфере подготовки кадров для развития инновационной экономики.

Надо признать, что мы учитываем происходящие изменения в мировом сообществе, направленность образовательной политики в Российской Федерации. Немаловажны требования к экономике образования и развитию человеческого капитала, а также  тенденции развития науки и образования в полифункциональной среде.

Известно, что в Якутии существует не один институт, осуществляющий ту же деятельность, например есть специальные учреждения республиканского министерства образования. В чем преимущества ИНПО СВФУ?

Ольга Чоросова: Базовые преимущества — это прежде всего наличие признанного лидера в лице ректора Евгении Михайловой в системе управления университетом. Именно благодаря воле руководителя состоялось позиционирование СВФУ как ведущего учреждения в развитии инновационной экономики северо-востока России. И когда у образовательной организации есть авторитет, то мобилизация ресурсов максимально эффективна, и трансформация университета как центра круглогодичного обучения взрослых становится реальной задачей. Реализуются гибкие финансовые модели с учетом интеграции ресурсов, в том числе гранты, долевое участие муниципальных учреждений и организаций, заказчиков. Таким образом, стало возможным оперативно выполнить внебюджетные заказы на месте, проводить выездные курсы с охватом большого количества потребителей.

За четыре года институтом обучено более 20 000 взрослых, в том числе в Магадане и на Чукотке. В будущем предстоит большая работа по мониторингу удовлетворенности потребностей специалистов в профильных рынках труда. Институт с момента создания в соответствии с образовательной политикой университета интенсивно занимается по формированию федерально-региональной мобильной сети,  увеличению географии «собственных сил» (создание ресурсные центров в районах и улусах) и налаживанию партнерских связей с вузами страны и за рубежом, со структурными подразделениями СВФУ, способствующих в оперативном порядке организовать и провести курсы повышения квалификации и переподготовки. Ректором вуза поставлены задачи по дальнейшей интеграции в федеральное, региональное научно-образовательное сообщество, включая сетевые образовательные ресурсы. На основе налаженных научно-образовательных партнерских связей будут запущены новые проекты в сфере дополнительного профессионального образования – консорциумы и коллаборации, то есть объединения, нацеленные на  совместную деятельность, например в интеллектуальной сфере, для достижения общих целей, при котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия. Сама сфера дополнительного профессионального образования, будучи гибкой, мобильной в силу фактора востребованности, коммерциализации образовательного продукта, становится более благодатной почвой для создания безграничных организаций для достижения общей цели. Институт с самого начала работает в данном направлении.

Осуществляется расширение спектра направлений переподготовки по востребованным специальностям с целью удовлетворения запросов рынка труда северо-востока России и выращивания конкурентоспособных полифункциональных трудовых ресурсов для территории. Этому способствует системное содержательное обновление программ курсов максимально эффективных для конкретного направления реального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы, с учетом внешней среды и внутренних особенностей.

Безусловно, преимуществ организации ИНПО много. И в первую очередь сосредоточенность интеллектуального потенциала в СВФУ.

Ольга Чоросова: Сказать прямо тут и сейчас, что есть результаты, мы, конечно же, не можем. Для этого понадобится время, ведь, повторимся, человек должен все время учиться, меняется время, требования и потребности человека и общества в целом. Но все же можно привести некоторые данные. Качество и содержание курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки обеспечивает не только профессорско-преподавательский состав СВФУ, но и ведущие специалисты  представители высших учебных заведений г. Якутска, Адвокатской палаты, Судебного департамента, Ассоциированных школ СВФУ, Департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия). Это 40 человек в качестве преподавателей и тьюторов, а также профессорско-преподавательский состав высшей школы России, научно-исследовательских институтов России и зарубежных стран, разработчики различных программ на федеральном уровне, лучшие учителя России – победители национального проекта «Образование», конкурса «Учитель года РФ» разных лет, специалисты высшей школы России. В общем, привлекаем грамотных специалистов.

Особую роль в достижении целей Института играют структуры СВФУ. Взаимодействие с руководством других Институтов, факультетов, их поддержка способствует достижению общих целей.

В 2012 году ИНПО СВФУ явился координатором реализации Президентской Программы повышения квалификации инженерных кадров. Структурными подразделениями вуза были разработаны программы курсов повышения квалификации инженерных кадров с учетом текущих и перспективных потребностей реального сектора экономики:  «Безопасность строительства, ремонта и качество устройства электрических сетей», «Инновационные в повышении безопасности и качества строительства на севере» (ИТИ), «Информационные и коммуникационные технологии в медицине» (МИ), «Нанотехнологии в условиях опережающего развития северных территорий» (ИЕН), «Передовые технологии переработки композиционных материалов» (ИЕН), «Строительный контроль на автомобильных дорогах в криолитозоне» (АДФ) с охватом 105 человек.

Образовательные программы формируют у слушателей необходимые компетенции по работе со сложными оборудованиями нового поколения, по внедрению в производство инновационных достижений науки, по организации и творческому подходу к своей деятельности. В рамках Президентской программы организованы стажировки как в России, так и за рубежом. Совместная работа продолжается и по другим проектам.

В эти дни ИНПО проводит семинары, курсы ПК и ведет набор на курсы профессиональной переподготовки. Так, на курсах ПК начали обучаться по накопительной системе депутаты городской думы по правовой компетенции депутатской деятельности. Запущен интересный проект совместно с АПК и ППРО (г. Москва) и Крымским республиканским Институтом последипломного и педагогического  образования (КрИППО) – стажировка руководителей методических служб районов Республики Саха (Якутия). Участвует также постоянный партнер-издательство «ДРОФА». Этот проект нацелен для создания условий переосмысления педагогическими работниками позиции гражданина, понимающего и принимающего ценностные ориентиры России в изменяющихся условиях. Конечным продуктом данного проекта будет укрепление сетевой модели взаимодействия образовательных организаций на федерально-региональном уровне с включением КрИППО. Не могу не рассказать, как расширяется платформа федерального университета в районах Якутии. Повсеместно, в том числе в Горном, Намском, Сунтарском, Олекминском районах начались курсы ПК с участием представителей Лениградского областного ИРО и Российского Фонда развития образования «Сообщество». Таким образом, на базе федерального университета учатся все.

К формам дополнительного профессионального образования относятся и семинары, форумы, конференции, на которых представители регионального сектора экономики, бизнеса и социальной сферы  не только обмениваются мнениями, опытом работы, но и обсуждают проблемы, внедрение инновационных методов и технологий работы, узнают новые подходы и достижения науки в той или иной области. Так организован семинар по теме «Внедрение передовых технологий, материалов и дорожной техники при строительстве, ремонтах, капитальных ремонтах и содержании автомобильных дорог в районах Крайнего Севера» для руководителей, инженеров, специалистов автодорожных предприятий Томпонского и Жиганского улусов.

В 2013 и 2014 годах совместно со структурными подразделениями СВФУ проведен Образовательный форум «Education, forward!» при участии 17 партнеров вузов России и зарубежных стран с охватом 717 человек. Интернационализация деятельности является одной из актуальных задач на данном этапе. В январе 2013 года организован выезд на зарубежную образовательную стажировку с охватом 25 человек в Эстонию – Нарвский колледж Тартуского университета. Проведены семинары с участием зарубежных партнеров по актуальным вопросам теории и методологии профессионального образования и образования взрослых.

Как осуществляется образование без границ, расширение горизонта научно-образовательной деятельности?

Ольга Чоросова: Мы выстраиваем федерально-региональную мобильную сеть в целях реализации эффективного дополнительного профессионального образования. В настоящее время научно-образовательное партнерство СВФУ объединяет Московский психолого-социальный институт, Казанский федеральный университет, Институт практической психологии «Иматон», Московский педагогический государственный университет, Московский институт открытого образования, Лабораторию дидактики Института теории и истории педагогики РАО, Институт содержания и методов обучения Российской академии образования, издательства «Дрофа», «Мнемозина», «Просвещение», Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Некоммерческое партнерство «Клуб «Столичный учитель» и многие другие.

Масштабы впечатляют. А каковы перспективы?

Ольга Чоросова: Перспектив много. Назову лишь некоторые. Это дальнейшая интеграция в федеральное, региональное научно-образовательное сообщество, включая сетевые образовательные ресурсы, увеличение географии «собственных сил» и хорошо отлаженные связи с вузами РФ, со структурными подразделениями СВФУ, способствующие организации и проведению оперативных курсов ПК и ПП.

Будем создавать научно-образовательную лабораторию совместно с издательствами «Современный урок. Технологии. Инновационные учебники» в целях апробации учебников нового поколения и опережающей подготовки студентов к профессиональной деятельности совместно с ведущими издательствами страны.

Планируем проведение практико-ориентированных курсов для педагогов северо-востока России с привлечением учителей-предметников, добившихся наиболее высоких баллов по ЕГЭ. Расширим диверсифицированные курсы за счет проведения дополнительных образовательных продуктов для повышения качественного образования, обновим формы повышения квалификации кадров как основы формирования качественного выпускника – абитуриента образовательных учреждений ВПО.

Мы постоянно работаем над совершенствованием разнообразных форм обучения по дополнительным профессиональным программам с целью эффективного использования и экономии финансовых, моральных, психологических усилий: обучение ведется очно и заочно с использованием дистанционных технологий – портала «Веб-кафедра», ведем системное, содержательное обновление программ курсов повышения квалификации и переподготовки и совершенствование электронных учебно-методических комплектов и пособий.

Разрабатываем программы курсов ПК и ПП с  максимально короткими сроками по актуальным и востребованным направлениям реального сектора экономики и социальной сферы, с учетом внешней среды и внутренних особенностей.

Сейчас рейтинг деятельности учебных заведений оценивается по итогам научной деятельности, количеством опубликованных статей в ведущих научных журналах как России, так и иностранных. Что вы можете сказать об этом направлении?

Ольга Чоросова: Да, в этом направлении у нас разработана комплексная программа «Перспективы по развитию научных исследовательской деятельности», которая включает  публикацию научных статей в Scopus и Web of Science, проведение социологического исследования «Диверсификация дополнительных профессиональных программ – инвестиции в будущее» целях выявления удовлетворенности потребностей специалистов в дополнительном образовании, участие в междисциплинарном научно-исследовательском проекте  СВФУ «Трансформация образовательного пространства Северо-Востока РФ в изменяющихся условиях современного мира» в аспекте развития непрерывного профессионального образования взрослых, что предусматривает дальнейшую работу по сравнительному изучению образовательных систем стран циркумполярного Севера в контексте трансформации образования в условиях интенсивного промышленного освоения северо-востока страны.

Ольга Чоросова, директор Института непрерывного профессионального образования СВФУ, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.