/ Туяра Павлова

Открытый спорт

В 2011 году ректор СВФУ подписала договор с тогдашним министром образования Фурсенко о развитии инклюзивного образования. Это стало переломным моментом для многих ребят с ограниченными возможностями. Как на кафедре адаптивной физической культуры ИФКиС СВФУ учатся студенты со слуховыми проблемами?

В первый же год на кафедру поступили три студента. Обучение для ребят было бесплатным. Этим летом они успешно окончили магистратуру. Кафедра адаптивной физической культуры гордится не только сурдолимпийским чемпионом Василием Стрекаловским – на почетном стенде в кабинете можно увидеть фотографии и члена сборной России по вольной борьбе Валерия Чемпосова, и мастера спорта по пулевой стрельбе Валерии Шубиной, и других ребят. «Мои ребята – все фанаты спорта. Они очень организованы, это очень хорошо», – рассказывает доцент кафедры Лилия Аммосова.

До подписания договора совсем не слышащие ребята до 2011 года могли учиться в университете только заочно

С 2011 года кафедра выпустила шесть студентов с проблемами слуха. В основном среди студентов подразделения – борцы. В этом году кафедра приняла двоих первокурсников.

В 2016 году университет закупил качественное оборудование для людей с проблемами слуха от швейцарской фирмы Phonak. Сейчас на кафедре есть 12 аппаратов. Больше в республике таких нигде нет. Фонд социального страхования каждые пять лет выдает стандартные слуховые аппараты, однако они подходят не всем, да и уступают швейцарским аналогам качеством.

Устройства обошлись вузу в сумму около 2,5 миллиона рублей. Их качество соответствует цене, подчеркивает Лилия Аммосова. Ребята пользуются этим оборудованием бесплатно: придя на занятия, студенты одевают аппараты и пользуются ими до самого вечера. Большой плюс – отсутствие проводов.

На небольшие коробочках, в которых хранятся аппараты, подписаны фамилии студентов – у каждого есть «свой» аппарат, настроенный под его потребности

Преподаватель носит приемник с микрофоном – с помощью этого устройства и специальной колонки, которая стоит в углу кабинета, студенты слышат руководителя не только в кабинете кафедры, но даже на первом этаже здания. Внешне приемник напоминает сотовый телефон начала 2000-х, а усилители, которые студенты одевают на шею, похожи на фитнес-трекеры.

«Плохо, что у нас нет большого кабинета», – замечает Лилия Аммосова, но тут же рассказывает о планах на будущее. В новом здании Института физической культуры и спорта, которое планируют построить, у кафедры адаптивной физической культуры будет несколько сурдокабинетов.

Петь руками и учить жесты


Дефектолог по образованию, Лилия Аммосова пришла в университет как раз в 2011 году. Доцент занимается ребятами не только с кафедры адаптивной физической культуры ИФКиС, она курирует студентов с проблемами слуха со всех подразделений университета. При условии, конечно, что они встали на учет в научно-инновационном центре развития инклюзивного образования СВФУ. Работа требует внимания доцента буквально круглосуточно. Она живет недалеко на территории студенческого городка, и порой ребята обращаются за помощью не только в рабочее время.

«Мы всех ребят с проблемами слуха призываем обращаться к нам. Раньше социальную стипендию выдавали только инвалидам I и II групп, сейчас, благодаря нашей работе, она полагается и III группе – ребята получают эти выплаты уже два года. Вместе с другими видами стипендии и пенсией получается неплохая поддержка», – делится Лилия Аммосова. В этом отношении, подчеркивает доцент, в нашем университете все хорошо.

Записаться на факультатив и выучить языков жестов может каждый студент и сотрудник университета

Помимо основной работы в ИФКиС и общественной нагрузке в виде сопровождения ребят с проблемами слуха с других подразделений, Лилия Аммосова руководит жесто-мимической группой «Поющие руки». В ансамбле выступает около 15 человек. Среди них есть те, у кого со слухом проблем нет. Ансамбль два раза выступал на ректорском смотре, совместно с Обществом глухих они регулярно проводят концерты.

Лилия Аммосова также проводит факультативы по языку жестов. Записаться через сайт университета могут все желающие, и, отмечает доцент, люди всегда относятся к ее факультативу с интересом.Программа занятий, рассказывает Лилия Аммосова, практико-ориентирована. Сначала изучают дактильный алфавит, затем переходят к жестовому языку. Приходят и студенты, и преподаватели. Факультатив работает уже третий год. Курсы для преподавателей проводились в 2014 и в 2016 году. «Ректор очень хорошо ставит вопрос. И преподаватели сами постоянно спрашивают, когда начнутся курсы», – добавляет доцент.

В нашей республике действует две разные методики обучения людей с проблемами слуха. Первая – дактильно-жестовый язык. По этой системе обучают в республиканской специальной общеобразовательной школе-интернате в Якутске. Выпускники разговаривают только дактильно-жестовым языком и не умеют говорить. Русский жестовый язык – официальный в нашей республике язык наравне с якутским и русским. Вторая методика – вербо-тональная (югославская). Ее используют в Нерюнгринском сурдологическом центре. Детей здесь учат читать по губам и заставляют как можно больше говорить. Эта альтернативная методика существует у нас в республике уже лет двадцать.

Фото: из архива кафедры

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.