/ Евгений Онуфриев

Предсказать будущее Земли. Часть II: «Холодные земли»

«Наш университет_онлайн» продолжает освещать тему глобального изменения климата. В прошлом материале мы рассказали об исследованиях наземных экосистем на станции «Спасская Падь», в этот раз речь пойдет о мерзлотоведении, изучением которого участники международной летней школы «Роль мерзлотной зоны в глобальном изменении» занимались в заречных районах Якутии.

Напомним, что с целью поддержки интереса молодых исследователей в августе этого года Северо-Восточный федеральный университет совместно с Институтом биологических проблем криолитозоны Сибирского отделения Российской Академии наук организовал совместные международные летние школы «Таежные экосистемы на многолетней мерзлоте» Университета Хоккайдо и «Роль мерзлотной зоны в глобальном изменении» Университета Арктики. В этом материале мы расскажем о деятельности последней, а именно затронем работу проекта UArctic, специализирующемся на мерзлотоведении.

От лекций к экспедициям

Группу проекта возглавили профессор Университета Фэрбенкс, руководитель тематической сети Университета Арктики по мерзлотоведению Кенджи Йошикава (Kenji Yoshikawa) и заведующий общеуниверситетской кафедрой североведения СВФУ, со-руководитель летней школы Михаил Присяжный.

«Примечательно то, что СВФУ впервые стал организатором полевой школы Университета Арктики. Несколько лет школа тематической сети проводилась на территории европейских стран и Северной Америки», – говорит заведующий общеуниверситетской кафедры североведения СВФУ Михаил Присяжный.

«Территория Центральной Якутии представляет интерес для исследований криогенных ландшафтов при современных изменениях климата, – объясняет профессор Кенджи Йошикава. – В этом году, в летней школе, в частности в сессии семинара «Сold Lands – Холодные земли», я преподавал студентам предметы по мерзлотоведению».

Как отмечает профессор Университета Фэрбенкс, цель преподавания заключалась в изучении фундаментальных основ вечной мерзлоты. «Мы старались сделать так, чтобы студенты, не специализирующиеся в этой области, смогли заинтересоваться и продолжить специализацию в этой сфере, – отмечает Йошикава. – При этом знакомство участников с вечной мерзлотой происходило не только теоретически – в рамках летней школы были организованы экспедиции в заречные районы Якутии. Таким образом, у нас проходило практико-ориентированное обучение – несколько дней участники посвящали теории, оставшиеся – экспедициям. Самое главное – это то, что экспедиции в первую очередь являются не исследовательскими, а носят образовательный характер».

Большим плюсом в работе полевой летней школы по мерзлотоведению профессор считает то, что если в прошлые годы участниками были, в основном, европейские студенты, то в этом году группа стала более интернациональной.

«Я заметил ребят из стран Азии и Евразии – Монголии, Китая, Японии, Индии, России. Меня очень радует, что география студентов так расширилась», – добавляет Йошикава.

3
«Полевая школа Университета Арктики носит международный характер, и ее действительно отличает широкая география участников, – отмечает куратор направления по мерзлотоведению Дмитрий Осипов. – Основное направление школы – геокриологические процессы, происходящие в Якутии. Еще одним отличием является сфокусированность на полевых работах».

Как объяснил куратор, полевые работы были достаточно разнообразными: это и знакомство с криогенными ландшафтами, и бурильные работы, и измерение температуры мерзлоты в ряде населенных пунктов Якутии. «Мы ориентируемся на локальное знание и локальные практики адаптации к мерзлоте, и охотно посещаем населенные пункты нашей республики, – добавляет Дмитрий Осипов. – Так, во время работы школы, мы побывали в экспедициях в Хангаласском, Чурапчинском, Мегино-Кангаласском и Намском районах».

Интересно, а чем летняя школа Университета Арктики отличается от школы, которая проводила исследования на лесной научной станции «Спасская Падь»? «В группе профессора Университета Хоккайдо Атсуко Сугимото и моей, конечно, имеются различия: если первая группа изучает наземные экосистемы, то мы занимаемся мерзлотоведением, – рассказывает Кенджи Йошикава. – В этом году у меня были мысли объединить наши направления, и мы действительно пытались сделать это, но так вышло, что проекты – слишком разные, поэтому школы проводились отдельно. Но у нас есть одна общая черта – это организация и некоторые технические аспекты».

«Меняется климат – меняется мерзлота»

Чем же занимались студенты из разных стран мира на экспедициях? Какие работы проводились молодыми исследователями? «Я изучаю геологические науки, в частности физику и различные инженерные предметы, связанные с вечной мерзлотой, – рассказывает студент Свальбардского международного университета, участник летней школы американец Ник Хассон. – В первую очередь, во время работы полевой школы мы исследовали в районах Якутии тепловые характеристики вечной мерзлоты, а также анализировали ее чувствительность к изменениям глобального климата – все эти исследования в настоящее время имеют важное значение, так как повышение температуры больше 0 градусов по Цельсию в мерзлоте может привести к большим проблемам с объектами инфраструктуры в отраслях промышленности и хозяйства».

2
Как отметил Хассон, полевая летняя школа помогла участникам получить если не полное, то обширное представление о вечной мерзлоте в Якутии, которое было подкреплено различными методами наблюдений для исследования мерзлоты. «Школу Университета Арктики можно похвалить за то, что наш руководитель Кенджи Йошикава пригласил на лекции спикеров разных категорий: у нас преподавали специалисты по газоснабжению из России и Китая, исследователи в области климатических наблюдений, коллеги со станции «Спасская Падь» и многие другие, – подчеркивает американский студент. – Уверен, что результаты наших исследований пригодятся ученым в их нелегкой работе, так как сегодня все мировое научное сообщество озабочено тем, как многолетняя мерзлота может в будущем повлиять на человечество. Всем студентам, интересующимся вечной мерзлотой, рекомендую посетить эту школу – помимо повышения вашей эрудиции, вы поможете сохранить планету».

«В летней школе мы изучали особенности вечной мерзлоты в Якутии, – отметил студент Инженерно-технического института СВФУ, волонтер летней школы Александр Ноговицын. – Помимо теории, профессор Кенджи Йошикава также познакомил нас с «мерзлотомером» – прибором, с помощью которого можно отслеживать и анализировать изменения в многолетней мерзлоте. Всего в Якутии их установлено восемь штук. Нам было интересно узнать про глобальное изменение климата, которое воздействует на Арктику. Так, я узнал про основные факторы, влияющие на изменение климата: к примеру, это парниковые газы, вулканические извержения и многое другое».

В заключении

Профессор Кенджи Йошикава считает исследования, проведенные участниками полевой школы, хорошим началом для того, чтобы более углубленно вникнуть в область мерзлотоведения. «С практико-ориентированным обучением ребята могут отталкиваться от базовых знаний уже к более серьезным исследованиям, – подчеркивает профессор Университета Фэрбенкс. – Возможно, что в будущем их наработки могут превратиться в нечто большее, и все это войдет в единую систему анализа и сбора данных по изучению вечной мерзлоты. Я очень ценю вклад юных исследователей в эту научную область».

4

«Наша идея заключается в том, что мы с радостью делимся полученными данными с местными сообществами, и это отличает нас от других ученых. В следующем году мы планируем опубликовать итоги нашей совместной работы в виде книги, где будет представлен каждый район Якутии, каждая школа, вовлеченная в проект. Мы уже издали такую книгу в США, теперь усилия направлены на издание книги в России, конечно, большая ее часть будет посвящена Республике Саха (Якутия)». профессор Университета Фэрбенкс, руководитель тематической сети Университета Арктики по мерзлотоведению Кенджи Йошикава

Отметим, что результаты летней школы по мерзлотоведению будут подведены 19 августа – именно тогда участники представят финальные презентации своих работ. Самые интересные из них будут направлены для изучения в Университет Арктики.

Фото: из личного архива героев материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.