/ Туяра Павлова

Преподаванием и практикой

Недавно министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков поделился мнением, что в вузах должно быть как можно больше практикующих преподавателей. «Наш университет_онлайн» побеседовал с преподавателями СВФУ, которых можно отнести к этой категории.

Юрий Бочкарев, старший преподаватель кафедры горного дела горного института:

– Я работаю в университете уже десять лет. Как сейчас помню, мой первый рабочий день был 1 апреля 2009 года. Я начал работать в должности лаборанта. Сегодня являюсь старшим преподавателем на своей кафедре и подготовил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме «Повышение работоспособности карьерных автосамосвалов на россыпных месторождениях Арктической зоны России», планирую защиту в марте 2020 года. Научная деятельность совершенствует знания. Я веду шесть разных дисциплин. Мне нравится обучать и делиться знаниями со студентами мотивировать их учиться и познавать новое. Шесть дней в неделю я нахожусь в университете – в этом семестре у меня учебная нагрузка составляет около 700 часов.

Помимо преподавательской деятельности, я являюсь внештатным экспертом промышленной безопасности в частной компании

Моя работа – оценивать соответствие горных машин и оборудования требованиям правил безопасности. В составе группы мы осматриваем их и составляем заключение о степени соответствия требованиям. Периодически я выезжаю в командировки в пределах республики. Благодаря работе в этой области я углубляю свои знания по тем курсам, которые я веду в университете. Мне нравится то, чем я занимаюсь. Ближайшие лет десять я планирую продолжать работать так же, познавать новое.

Николай Ефимов, старший преподаватель кафедры электроснабжения физико-технического института:

– Я проработал 33 года в «Якутскэнерго», и сейчас хочу поделиться знаниями со студентами. Я занимаюсь с 1 курсом, я должен сделать из них хороших специалистов. В 2003 году «Якутскэнерго» направил делегацию сотрудников на обучение в Канаду, и в составе этой группы я увидел, как ведутся занятия у канадских студентов: прямо на территории университета действовала станция, где работали студенты. То есть, по сути, университет выпускает специалистов с опытом работы! И мы хотим внедрить этот опыт в наших условиях.

Преподаванием я занимаюсь не так давно, второй год

Конечно, были определенные сложности из-за отсутствия преподавательского опыта. Зачастую я начинал о чем-то рассказывать и понимал, что материал для студентов был слишком тяжелым. Связано это с отсутствием достаточной практической работы. На мой взгляд, учебный процесс должен строиться так, чтобы за лекцией следовала практическая работа, тогда ребята более заинтересованы, включены в процесс. Мне нравится, что СВФУ – практикоориентированный вуз, и меня пригласили, чтобы я поделился с ребятами опытом работы в производстве.

Во время работы я часто сталкивался со студентами и знаю, что зачастую молодые люди совершенно не подготовлены к реальной работе. Компаниям приходится их переучивать. Образовательные программы везде одинаковы, а ситуация в энергетике в разных регионах страны разная, в Якутии свои особенности. И, например, выпускники центровузов с ними не знакомы. Мы хотим, чтобы студенты СВФУ знали особенности энергетики Якутии, и это будет их большим преимуществом.

Сейчас мы на кафедре ведем активную работу, чтобы создать такую программу, которая будет удовлетворять и университет, и компании. Например, планируется, что инженеры «Якутскэнерго» будут вести занятия для студентов, знакомить их со своей работой.


Николай Алексеев, заведующий кафедрой архитектуры и городского строительства инженерно-технического института:

– Меня давно звали преподавать в университет, и иногда я выступал с лекциями перед студентами. В 2013 году я ушёл с должности главного архитектора Якутска и создал проектное бюро. А в 2016 году пришёл в университет на кафедру «Архитектура и городское строительство».

Когда преподаватель – практик, это, в первую очередь, интересно и полезно студентам

Я вожу студентов по зданиям, которые сам спроектировал, рассказываю им такие детали и некоторые профессиональные тонкости, которые должен знать архитектор. Студенты видят весь процесс работы.

Кроме того, иногда они участвуют с моей подачи в профессиональных конкурсах и проектах. Мы с ними выбираем конкретный земельный участок, делаем градостроительный анализ территории и так далее, вплоть до рабочего макета. Все, как в реальной жизни. Кстати, в моем проектном бюро работают 3 выпускника Инженерно-технического института СВФУ.

Когда я учился, приходя на практику на производство, мы практически переучивались, осваивали много нового. Сейчас о многих из этих вещей мы стараемся рассказывать в университете, так что наши студенты более ли менее подготовлены к работе, чем были мы. Институт ориентирован на то, чтобы привлекать к работе практиков.

Признаюсь, в преподавательской работе меня раздражает обилие бумажной работы. Порой приходишь к мысли, что можно не учить, а отчеты строчить и считаться хорошим преподавателем. Высшей школе, я уверен, нужно отойти от излишней бюрократии.

Валентина Эверстова, доцент кафедры методики преподавания математики института математики и информатики:

– Я перешла работать в университет в 2011 году, до этого я работала учителем математики и завучем в Национальной политехнической школе №2 Якутска. Когда я окончила вуз и пошла работать, такого плана – перейти в будущем в университет – у меня не было. Но ещё в 90-х годах я приходила в институт математики и информатики на собеседование к заведующему кафедры методики преподавания математики Жиркову Егору Петровичу, после чего решила, что лучше приходить в университет со степенью. В 2009 году я защитилась, а спустя два года, выпустив свой 11-ый класс, пошла работать в СВФУ. Я и сейчас активно поддерживаю связь со школами: провожу семинары, работаю в жюри различных конкурсов, конференций и олимпиад. Являюсь одним из наставников Школы молодых учителей математики Якутска, провожу там занятия, вожу студентов на семинары Школы.

Конечно, разница между вузом и школой огромная – с детьми работать сложнее

Сильно отличается методика преподавания: в университете, именно, преподают, а в школах обучают. Так как я, все-таки, 30 лет проработала в школе, то веду занятия со студентами в университете, использую весь учительский арсенал, т.е. различные технологии, активные и интерактивные формы обучения, работаю над развитием речи своих студентов, будущих учителей математики. На защиту выпускных работ приезжают представители других регионов страны, и поэтому я считаю важным научить студентов грамотно говорить, представлять свою работу.

Школе же, на мой взгляд, в старших классах, можно перенять у вуза балльно-рейтинговую систему, благодаря которой студенты учатся не от сессии до сессии, как это было в наше время, а весь семестр. На мой взгляд, можно было бы попробовать ввести такую систему в старших классах. Плюс ко всему, это бы готовило школьников к университетскому ритму.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.