/ Ксения Коршун

Преподаватели против «халявы»: студенты должны сдавать экзамены

Итоги заседания преподавателей и руководителей учебных подразделений о реализации балльно-рейтинговой системы вызвали много споров среди преподавателей и студентов СВФУ.

«Автоматам конец»

Многие преподаватели и руководители учебных подразделений отмечают, что БРС привела к тому, что студенты, проучившиеся несколько лет в университете и получающие «автоматом» положительные оценки, не знают, что такое экзамен и не умеют отвечать на вопросы итоговой аттестации. «Получается, что отсутствует связь преподаватель-студент. Я считаю, что оценку «хорошо» автоматом можно и оставить, а вот «отлично» надо заслужить», – говорит заместитель декана по учебной работе автодорожного факультета СВФУ Виктор Копылов.

Еще одним спорным моментом являются бонусные баллы, которые преподаватель должен выставить студенту за проявление активности на занятиях и качественное выполнение заданий. Многие преподаватели и руководители считают, что оценка должна выводиться из тех баллов, что студент заработал. А бонусные баллы – просто подарок, упавший на голову студента.

Но с преподавателями совершенно не согласны студенты. Сразу же после того, как стали известны итоги заседания, молодежь принялась отстаивать свое мнение и право на «автомат». Были те, кто говорил, что получать баллы за посещение занятий – это несправедливо. Но подавляющее большинство придерживалось следующего мнения: студент учится весь семестр, зарабатывает баллы за самостоятельную работу, контрольные, семинары – в итоге получает «автомат». Что в этом плохого? Среди прочих аргументов в социальных сетях студенты называли тот факт, что некоторые преподаватели сами не понимают, как работает система БРС. Некоторые профессоры «недодают» баллы из-за личного конфликта со студентом или выставляют их по собственному усмотрению.

«Такие преподаватели, к сожалению, встречаются, – отмечает заместитель директора департамента по обеспечению качества образования Владимир Игнатьев. Если студент считает, что он заслуживает получения большего количества баллов – он может оспорить мнение преподавателя. Вначале можно обратиться к куратору, заведующему кафедрой. В случае, если ответ не будет получен, то можно обратиться в деканат или в учебно-методический отдел. Затем уже в департамент по обеспечению качества образования.

В идеале до ректора не должны дойти – потому что все вопросы должны решаться на уровне кафедры, подразделения».

Качество не только обучения, но и преподавания

В каждом учебном подразделении созданы студенческие комиссии по качеству образования, любой студент может с самого начала конфликта обратиться к ним. Председателем студенческой комиссии по качеству образования СВФУ является второкурсник ИЕН Андрей Винокуров. Комиссия должна отслеживать качество не только обучения, но и преподавания. Они могут докладывать наверх: на кафедру, в деканат или проректору о нарушениях со стороны преподавателей – опоздания, срыв занятий и прочие негативные моменты. Если студент не согласен с выставленными баллами, комиссия имеет полное право повлиять на это.

IMG_5623
Однако в вопросе балльно-рейтинговой системы и сами преподаватели разбились на несколько «лагерей». Одни считают, что «автоматом» можно ставить оценку «удовлетворительно», но никак не «хорошо» и «отлично». И если студент рассчитывает на большее – он может прийти на экзамен. Другие преподаватели выступают за то, чтобы вообще не ставить оценки «автоматом». Третий же «лагерь», который остался в меньшинстве, настаивает на мнении, что отказ от выставления «автоматом» оценок «хорошо» и «отлично» – неправильный. Так считает заведующий кафедрой истории России исторического факультета СВФУ Юлия Ермолаева. «Эти баллы нужны студентам. Все зависит от преподавателя. Если он повысит требования к учащимся, то тогда не будет ситуации, что вся группа получила «автомат», максимум 3-4 человека. Если студент работает на занятии, то у него никаких проблем не будет. Проблемы возникают у того, кто пропускает учебу», – считает она.

Такая разноплановость мнений среди руководства и профессорско-преподавательского состава могла возникнуть из-за того, что система БРС еще не до конца разработана в вузе, как в других странах, предполагает Юлия Ермолаева.

Старшее поколение преподавателей привыкло выставлять оценки по пятибалльной шкале, оценивать студента по личным критериям. Им сложно перейти на новую систему. Но СВФУ – федеральный вуз, у нас должны внедряться все передовые технологии и методы.

«Федеральные университеты должны быть примером для остальных вузов, показывать к чему надо стремиться. Мы все равно будем применять такие технологии и старшие преподаватели постепенно подстраиваются под эту систему», – говорит Виктор Копылов.

Самостоятельности стало больше

Несмотря на большую полемику, балльно-рейтинговая система имеет много положительных моментов. Преподаватели отмечают, что появилась прозрачность. На первом же занятии студентам объявляется, за что они могут получить баллы, какие действия надо совершить для повышения итогового рейтинга. Увеличилась доля самостоятельной работы студента, педагогами отмечено повышение посещаемости занятий.

IMG_8078
Так, например, в педагогическом институте отмечают, что БРС дает студентам больше возможностей. Но для этого и им, и преподавателю приходится больше работать. «В нашем институте балльно-рейтинговая система строится на постоянной работе студента в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня знаний студентов. Следовательно, чтобы иметь хороший балл, все задания необходимо выполнять качественно и вовремя», – рассказывает заместитель директора по учебной работе Педагогического института СВФУ Любовь Степанова.

С целью оказания методической помощи преподавателям в обеспечении нормативно-методического сопровождения учебного процесса по программам высшего образования будет создан дидактический центр педагогического института СВФУ. В нем будет централизирована работа преподавателей и решаться вопросы, возникающие во время учебного процесса.
В департаменте по обеспечению качества образования уточнили, что до конца учебного года будет подготовлена новая версия положения о балльно-рейтинговой системе.

Автор фото: Светлана ПАВЛОВА, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.