/ Редакция

Профессия: радиоведущий

«Наш университет_онлайн» начинает проект о профессиях. Сегодня в фокусе – истории тех, кто плавает на музыкальных волнах со штурвалом-микрофоном и составляет нам компанию днем и ночью.

«Профессия радиоведущего сродни искусству»


Телеведущий национальной вещательной компании «САХА» Георгий Белоусов рассказывает, что в 2003 году, когда он работал в детской газете «Кэскил», начала свою работу новая радиостанция «Киин». «Я слушал и заметил, что на радио особо никто не вещает, могут пару раз объявить название песни и только. Тогда я подумал попытать судьбу. Пришел в Дом культуры имени А.Е. Кулаковского в 209 кабинет, по адресу, который часто упоминался в радиоэфире: сюда горожане могли принести свои объявления. Поговорил с руководителем и меня приняли на работу», – делится Георгий Белоусов.

У всех ведущих были якутские псевдонимы и нового сотрудника также попросили выбрать себе новое «имя»

С этим связана забавная история, говорит Георгий Белоусов. «Я долгое время не мог выбрать подходящий псевдоним, и мой коллега Арылхан заявил, что мы проведем игру для слушателей. Суть игры заключалась в том, чтобы угадать имя нового радиоведущего, я должен был выбрать понравившееся. Многие звонили, называли свои варианты, я не мог выбрать. Тут пришло время объявления наступившего часа: компьютер объявлял автоматически. Арылхан сказал, что надо выбрать любое имя, которое сейчас прозвучит. Я заволновался: вдруг мне имя не понравится. Дозвонилась девушка и спросила: «Нового ведущего зовут Мичил?» и мы объявили ее победительницей игры. Так моим творческим псевдонимом на радио стало имя Мичил», – вспоминает Георгий Белоусов.


Свой первый эфир телеведущий помнит хорошо. «Особого стеснения не было, потому что слушатели тебя не видят. Тем менее было волнительно. Я начал ставить свои любимые песни якутских исполнителей. Другие ведущие ставили современную музыку того времени, я делал акцент на зрелое поколение и ставил песни Павла Семенова, Александра Самсонова – Айыы Уола, Никифора Семенова, Алексея и Екатерину Егоровых. Также пускал в эфир песни зарубежных исполнителей. Помню, как читал для слушателей свой материал для газеты про жизнь и творчество французской певицы и актрисы Эдит Пиаф, ставил ее песни. Назавтра же я провел первый выпуск своей радиопередачи «Сияние звезды» («Сулус сыдьаайа»), тем самым удивил всех. Я хотел привнести что-то новое, интересное, всем сердцем болел за дело. Сначала руководитель был недоволен таким самовольством, но со временем эта передача стала его любимой и долго выходила в эфир», – поделился Георгий Белоусов.

Веселых моментов на радио было хоть отбавляй

Георгий Белоусов подчеркивает, что для ведущего важно владение дикцией и интонацией: «Однажды во время Международных игр «Дети Азии» мы провели прямой эфир. За микрофоном сидела наша новая сотрудница. Ей дали текст, в нем было предложение: «Сборная Якутии выиграла состязание по волейболу, тем самым обрадовав зрителей». Вдруг мы слышим, что девушка преподнесла слушателям это предложение, как: «Сборная Якутии, выиграв состязание по волейболу, обрадовала зрителей коровника» (прим.: в якутском языке словосочетание «кыайан-хотон» означает «победив, выиграв». При неправильной расстановке интонации можно прочитать «кыайан» – победив, «хотон» – коровник).

Георгий Белоусов сейчас работает на телевидении, но дни на радио вспоминает с теплотой. «Быть радиоведущим – значит приносить людям радость. Вся республика – твои слушатели, с тобой делятся с радостными событиями, присылают поздравления для родных, также для них ты ставишь их любимые песни, тем самым поднимая им настроение. Профессия радиоведущего сродни искусству: ты чаруешь людей своим голосом без вспомогательных инструментов, цепляешь их душу и сердце. Если ты смог сделать это, значит ты талантливый радиоведущий. Я глубоко уважаю эту профессию», – заключил Георгий Белоусов.

«Для записи информации нужен только диктофон и ручка с блокнотом»


Сайыына Акимова работает журналистом на радио Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Саха». «Я искала работу по специальности. Позвонила по объявлению, которое увидела в мессенджере. Меня попросили прислать резюме и назначили встречу через некоторое время, – вспоминает радиоведущая. – По итогам собеседования устроилась на работу, правда, сперва с испытательным сроком. Так и начала свою работу на радио».

«Совершенно не помню свой первый эфир, о чем он был. И гостя своего забыла. Настолько было волнительно. Помню только те незабываемые ощущения, когда впервые озвучивала новости, вела прямые эфиры. Это было ново, страшно, волнительно до коликов. В общем, непередаваемые чувства», – делится Сайыына.


Забавных случаев на работе всегда хватало, смеется журналист. Так, одним жарким летом Сайыына пригласила гостя на прямой эфир, который за 7-10 минут до начала эфира, когда работники студии готовились, взял и заснул. «Причём вроде читал вопросы и так резко захрапел», – рассказывает она.

«Мы дали ему поспать до начала эфира, потом, конечно, он проснулся. Я как бы ненароком начала покашливать, а звукорежиссёр в наушники начал говорить, что осталась минута до эфира, – рассказывает Сайыына. – Смешной момент, но моего гостя можно было понять, ведь они готовили международное мероприятие, на которое приехало очень много иностранцев. Организация такого масштаба требует очень много сил и времени, вероятно, он и не спал всю ночь до этого дня. Эфир состоялся вот как раз в разгар того самого мероприятия».

Плюсами своей профессии девушка считает быстроту передачи информации, для которой не требуются камера, операторы, съемочный павильон

«Для записи информации нужен только диктофон и ручка с блокнотом, не нужна верстка, печатание как в газете. По мобильности мы уступаем только интернет-изданиям и соцсетям, – подчеркивает журналист. – Из минусов, наверное, отмечу, что нет узнаваемости, все меньше людей слушают радио как средство передачи новостей, больше слушают музыкальные и развлекательные каналы».

По мнению радиоведущей, такая работа подходит для тех, кто много и хорошо пишет, в то же время стесняется быть увиденным по телевизору, но не настолько стеснителен, чтобы быть услышанным по радио. «Чтобы стать хорошим радиоведущим, важно тренировать свой голос, проговаривать сложные слова, уметь ставить интонации в предложениях, выделять голосом самое важное в тексте, научиться говорить без запинок и слов-паразитов. Важно уметь разговорить собеседника», – считает Сайыына.

«Жутко боялась оставаться одна с микрофоном»


Ведущая «СТВ Радио» Мария Славская слушает радиостанции с детства и мечтала попасть туда. «Мне всегда нравились ведущие СТВ, я активно участвовала в играх. Как-то я увидела в интернете вакансию ведущего на СТВ, подумала, что это мой шанс. В то момент я работала официантом. Мне говорили, что радийщикам мало платят, но у меня был такой энтузиазм, и я очень хотела попробовать», – поделилась она.

«Резюме я снабдила оригинальными фразочками вроде «Жду ответа, как соловей лета», чтобы меня заметили в кипе писем. Мне позвонили, позвали на собеседование, записали мой голос. И пропали! Прошло месяца три: я проходила собеседование в феврале, а в мае неожиданно раздался звонок с СТВ. Я была тогда на работе, сразу убежала на кухню, оставив гостей, сделала максимально деловой голос и ответила на звонок», – вспоминает радиоведущая.


Так Марию позвали на стажировку. «Кто-то через пару дней уже готов к эфиру, а я стажировалась недели две. Жутко боялась оставаться одна с микрофоном! Стажировалась, пока мне уже девчонки сказали: «Маша, ты уже все знаешь, хватит уже!», – рассказала девушка.

«Первый эфир у меня случился ночью: смена с полуночи до шести утра. Помню, что пришла за полтора часа до эфира, чтобы еще раз всех расспросить, так боялась накосячить. Подготовила ручку, читала всякие статьи про ударения, – отметила Мария. – У меня так колотилось сердце. В студии были листочки для записей, я туда записывала каждую запятую, слова, мысли. К концу смены у меня такая кипа листочков собралась!»

Волнение длилось несколько недель, потом девушка стала увереннее

«Мне дали провести игру. Я вышла в самый прайм-тайм, в обеденное время, мне нужно было провести в прямом эфире игру, общаться с незнакомыми людьми. Это было очень волнительно, и привыкала я к проведению игр где-то полторы недели, – рассказала она. – Я проработала на радио четыре года, и все это время провела на СТВ. Других вариантов я даже не видела – только любимое радио!»

Фото: из архива героев материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.