/ Гаврил Семенов

Психологов не бывает много

Среднестатистическая школа численностью в тысячу учеников имеет в своем составе одного психолога. Сотрудники, в задачу которых входит правильное психологическое ориентирование учащихся и их родителей, нередко бывают перегружены количеством детей, за которых они ответственны, и объемом накладываемых на них работ.

Советская система образования не предусматривала психологов в школах. Считалось, что психологическая подготовка для школьников ни к чему. Психологи как таковые все же работали, однако в их задачи не входила помощь ученикам: на базах школ они проводили научные исследования.

Практическая психология появилась уже в новой России. Как отмечает заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ Василий Находкин, работу представителям новой профессии приходилось выстраивать с нуля: не было никаких регламентирующих документов, справочной литературы, информации, как школьному психологу выстроить эффективную работу.

Психологи и соцпедагоги – обязательный штат школ и дошкольных организаций за рубежом. В России вокруг этих профессий до сих пор идут споры

Несмотря на то, что общество начинает понимать необходимость профессиональных педагогов-психологов в образовании, оно еще не до конца сформировало свое отношение к ним. «Наш менталитет весьма специфический – мы предпочитаем сами нести ответственность за решение своих проблем. Поэтому в постсоветском пространстве не столь популярны подобные профессии», – говорит профессор Самарского национального исследовательского университета Татьяна Руднева, лауреат премии имени Давида Фельдштейна, организованного Институтом психологии СВФУ. Кандидат психологических наук, доцент Финансово-экономического института СВФУ Надежда Мельникова отмечает сдвиг в отношении населения к этой профессии. «В республике еще путают психологов с психиатрами, но наши респонденты понимают специфику психологической работы. Дети уже приучены к психологам», – делится кандидат психологических наук.

Возможность или обязанность


Во многих учебных заведениях психологов не хватает. «Перед такими специалистами стоит наисложнейшая задача, – говорит педагог-психолог Центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи Саина Матвеева. – На одного психолога приходится огромное количество детей. Реально охватить всех, включая не только групповую, но и индивидуальную работу, очень сложно. Школьный психолог берет на себя нагрузку, связанную с проблемами с успеваемостью и взаимоотношениями сотен человек». Саина Матвеева считает, что на каждую школу, где учится 500 детей, необходимы три психолога, которые могли охватить хотя бы основные вопросы.

Школьному психологу сложно охватить всех учащихся – тем более, если речь идет не только о групповой, но и индивидуальной работе

По мнению Василия Находкина, даже один психолог в школе может достигнуть действительно больших результатов. Главное – грамотно поставить работу и выбрать ориентиры. «Основная функция психолога – анализ, но, с другой стороны, он должен быть хорошим организатором, – говорит Василий Находкин. – Например, некоторую информацию можно взять у классного руководителя, в частности, характеристику. Полезные данные можно запросить у заместителей директора по научной и воспитательной работе. Социальный педагог может предоставить данные о взаимоотношениях учеников и их родителей. Собрав всю информацию, необходимо сделать подобающий анализ».

Заведующий кафедрой, будучи школьным психологом, в своей деятельности руководствовался следующим правилом: работать целенаправленно с определенным классом, распределив работу со школьными коллективами по времени. Педконсилиум каждый месяц разбирает конкретный класс: беседует с родителями по воспитанию, консультирует учителей по успеваемости. Это – подходящая формула для большинства школ и учебных коллективов.

По новой


Зампред Правительства РФ Ольга Голодец в конце 2016 года заявила, что работа школьных психологов в России будет полностью реформирована. В министерстве готовят концепцию психологических служб в образовательных организациях. Ожидается, что большое внимание будет уделено равномерному распределению внимания психологов к учащимся в школе. Источник «Учительской газеты» в ведомстве сообщил, что в российских школах планируется масштабное увеличение ставок психологов. К ним будут предъявлены новые требования – и, что касается новых кадров, это, скорее всего, будут магистры, а не бакалавры. Реформаторы рассчитывают, что меры позволят частично решить проблему с нагрузкой, занятостью и оказанием психологической поддержки учеников в школах.

«Психологи и социальные педагоги должны быть в каждой школе, независимо от того, малокомплектная она или городская. За рубежом такие специалисты есть в любом образовательном учреждении, даже в дошкольных организациях, и эта практика хорошо себя зарекомендовала, – отмечает доцент кафедры социальной педагогики Педагогического института Венера Антонова. – В России же среди специалистов соцпедагогики проходят большие сокращения, и это тревожная ситуация».

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.