/ Нина Керемясова

Пять способов отличить хорошее кино от плохого

Каждый раз, когда мы ходим в кинотеатр или смотрим фильм дома, мы можем сказать почти одни и те же слова оценки – фильм понравился или нет. Фильм нам нравится только по любимым артистам, историям или драме. А как отличить хороший фильм от плохого рассказывает оператор Семен Аманатов.

Я очень люблю то, чем я сейчас занимаюсь. То, что я делаю, остается на века. Кино – это чистое творчество. Люблю открывать новые для себя вещи. Новые для кинематографа и новые для зрителя. Сейчас в голову пришел Теренс Малик, у которого всего семь фильмов. «К чуду», «Древо жизни», «Дни жатвы», «Новый мир». Там очень мало «бла-бла-бла», есть закадровый текст, есть картинка. Сделать ее «говорящей» – невероятно трудно. Например, в его фильме «Тонкая красная линия» живой кажется даже трава. Мне нравится, что сейчас происходит. Мы работаем. Что еще сказать? И люди смотрят. Многие говорят, что якутское кино существует благодаря якутскому зрителю. Наш зритель недоверчивый. Например, мой друг Вася скажет: «Дурацкий фильм», а Петя не поверит, пока сам не сходит.

Цена темы

Я уже снял несколько фильмов, документальных и художественных, комедийных и исторических. И уже понимаю, сколько вложено в каждую картину. Поэтому мне никогда не хочется говорить о кино, что вот это плохое, а это хорошее. Сколько людей его делало, столько сил и денег в него вложено. Другой вопрос – это тема. Я делю кино на то, которое сделано для простого зрителя, и то, которое рассчитано для интеллектуального. Причем и то и другое может быть качественным.

Премия – не всегда показатель

Все крупные премии очень необъективны. Тут сильно замешана политика. «Оскар» получают «проамериканские» фильмы, те, которые выгодны и полезны для государства. То же самое происходит и на некоторых российских фестивалях.

Звук – не важный элемент

Попробуйте посмотреть фильм без звука. И если вы что-то поймете, значит, кино получилось. Взять сериалы – почему их так любят домохозяйки? Потому что можно даже не смотреть на картинку, а слушая диалоги героев, представлять весь сюжет. Можно заниматься домашними делами, учить уроки с ребенком. Но это не кино, настоящее кино – это картинка. Великие режиссеры, такие как Феллини, Тарковский, говорили: «Зачем нужно такое кино, на котором можно закрыть глаза и, просто слушая, понимать, что происходит».

Перебор красивых картин

В фильме не должно быть просто красивых кадров. Каждый из них должен быть со смыслом. Мне очень не нравится, когда кадр используют ради эффекта, даже там, где его могло бы и не быть. Например, бывает, что делают кадры с высокой точки, с башенного крана, например. Это сложный прием, причем нужно задать вопрос, нужна ли эта красота в фильме? Зачем используют верхние точки в фильме? Чтобы показать массовость. Батальные сцены. Или это «взгляд Бога». Такие кадры нельзя просто так использовать. А хороший пример — это фильм «Али». Уилл Смит, который играет боксера Мухаммеда Али, кажется просто огромным, хотя на самом деле он не великан. Его просто всегда снимают снизу.

Настроение фильма

Хороший фильм отличает хороший свет. Камера – это не главное. Фильм можно снять и на телефон. Самый важный инструмент для оператора – это свет. Он дает настроение, атмосферу, образ. Почему любят снимать в студии? Там можно сделать все, что угодно. Уныние. День. Солнце. Этому нужно учиться, и это отличает хорошего оператора от плохого.

Семен Аманатов – оператор. Учился в мастерской М.Л. Аграновича Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.