/ Гаврил Семенов

Готовь сани летом, а вожатых зимой

Вместе с жаркой порой закончился сезон летних лагерей. Организацией летнего отдыха детей занимаются ребята из педагогических отрядов Якутии, члены которого собрались у нас в редакционной встрече обсудить хитрости и будни вожатского дела.

Участники редакционных встреч:
Туяра Атласова, студентка 3-го курса Якутского финансово-экономического колледжа, вожатая детских лагерей «Академия Хогвартс» и«Спутник»
Геннадий Охлопков, председатель Единого детского движения «Дьулуур»
Афанасия Антоева, студентка 3-го курса Физико-технического института СВФУ, вожатая в лагере «Энергетик» в 2013 году, в 2014 – во всероссийском детском спортивно-оздоровительном лагере в Сочи
Надежда Неймохова, старший методист по вожатскому мастерству Единого детского движения «Дьулуур»
Ньургуяна Бояринова, студентка 3-го курса Педагогического института СВФУ, вожатый в детских лагерях «Сосновый бор», «Кэскил» и «Радуга»

Лето, каникулы… вожатство

Надежда Неймохова: Для меня вожатство, как бы пафосно это ни прозвучало, это состояние души. Школьницей ни разу не довелось побыть в лагерях отдыха. Четыре года назад впервые устроилась вожатой в лагере «Эндемик» в Оймяконском районе и с тех пор не могу бросить это дело. Когда человек проработает в лагере хотя бы один сезон, то он больше не сможет избавиться от своих впечатлений и постоянной тяги к вожатскому делу.

Геннадий Охлопков: К сожалению, многие ребята, не знающие, что такое детский лагерь, думают, что вожатство-это непрестижно, возиться с детьми -неблагодарная работа, и оценивают наш труд как устаревшее явление прошлого века.

Афанасия Антоева: А ведь работа с детьми на самом деле очень интересное занятие. Сама я получаю физико-техническую специальность, и мое образование к педагогике отношения не имеет. Но это не мешает мне заниматься любимым делом – быть вожатой в детских лагерях.

Геннадий Охлопков: К сожалению, в России не готовят профессиональных вожатых, ни в вузах, ни в ссузах. В перечне специальностей нет такой специальности, как вожатый. Стараемся готовить их через деятельность педагогических отрядов – через школу профессиональных вожатых.

Неуч не вожатый

Надежда Неймохова: Вожатыми приходят работать много людей без квалификации. Бывают даже такие, в руки которых я бы побоялась доверить ребят.

Дети, побывав на попечении таких людей, возвращаются домой и говорят, что детский лагерь – это неинтересно, что вожатые ничего не умеют, не могут организовать обычные коллективно-творческие дела. Мы агитируем, чтобы ребята сначала прошли обучение и потом только шли работать в детский лагерь.

Афанасия Антоева: Я не могу сказать плохого о своих товарищах, не прошедших школу профессиональной подготовки, но мне кажется, что они бы стали еще лучше, пройди они эту школу.Труднее всего приходится именно таким вожатым, которые не знают, что надо делать в той или иной определенной ситуации. Они не могут провести ни одну совместную игру, не знают нюансы личностных отношений с детьми, не могут организовать работу.

Уча других, учимся сами

Геннадий Охлопков: Самая главная задача вожатого – не просто организовать досуг, а в рамках лагерных мероприятий развить способности детей. Есть понятие «теория ВДК» – теория временного детского коллектива. В течение 21 дня ребенок должен не просто набрать вес и рост, он должен также расти духовно. Это самое главное.Нужно создать ситуацию успеха, создать условия, из которых ребенок смог бы сделать какие-то выводы для себя.

Ньургуяна Бояринова: Каждый человек, считающий себя успешным, занимается делами, любя всего себя, загорается и активно во всем участвует. В каждом ребенке, даже в самом замкнутом, кроется если не талант, то стремление к чему-либо. Вожатые, которые в загородном лагере заменяют всех: отца, мать, брата-должны найти подход к каждому ребенку.

Есть два основных правила вожатых. Первое – нельзя делать за детей то, что они могут выполнить сами. Второе – вожатому всегда 49 лет.

Туяра Атласова: Из-за возраста могут возникнуть проблемы. Надо, чтобы дети всегда думали, что ты гораздо старше их. Существует старая шуточная легенда, что вожатому всегда 49 лет. В лагерь могут приехать шестнадцатилетние, семнадцатилетние подростки, которые могут расслабиться, узнав, что ты практически их ровесник. Поэтому мы говорим, что нам 29, 31 год. Перед сезоном вожатые обычно удаляют всю личную информацию в сети «ВКонтакте», чтобы дети не узнали случайно их реальный возраст.

Геннадий Охлопков: Вожатство по-настоящему трудная работа. Я думаю, может быть, даже труднее, чем работать учителем.Учительотработал свои шесть часов – и все, может уходить. А вожатый целыми днями, с подъема до отбоя старается зажечь глаза своих детей, заинтересовать всех, найти соприкосновение и создать свою команду.

Надежда Неймохова: В лагере совершенно нет свободного времени, даже постираться и сходить в душ. Планерка начинается в час ночи, до четырех утра мы репетируем и встаем в восемь. Надо провести зарядку, позвать на завтрак, всех ребят определить по кружкам и, что самое трудное – заставить ребят убраться в корпусе. Причем совсем необязательно, чтобы с ребенком младшей группы тебе будет легче управляться, чем с детьми из старшей группы или наоборот. Вовсе нет.

Каждый возраст -это совершенно другая работа. К примеру, ребята постарше не любят слово «отбой», проказничают ночью, зато самостоятельно готовятся к мероприятиям: придумывают сценки, рисуют стенгазеты. Младшие неорганизованные, но послушные.

Ньургуяна Бояринова: Труд вожатых полезен не только не детей, но и для нас самих. Работа в педагогическом отряде вырабатывает умение выступать перед публикой, организовывать массовые мероприятия, работать в коллективе, стрессоустойчивость, коммуникабельность, дает много положительных качеств. Это как раз тот случай, когда уча других, мы учимся сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.