/ Ксения Коршун

С любовью к Короленко и к Амге

В 2015 году на телеканале «Культура» будет показан фильм о русском писателе Владимире Короленко. Этот писатель близок Якутии, потому что во время своей ссылки в Амге он написал одно из своих лучших произведений ‒ «Сон Макара». О том, как проходили съемки в Якутске и Амге, расскажет автор фильма «Идеалист Владимир Короленко» Александр Архангельский.

Расскажите о съемочном процессе и команде, которая этим занималась.

Любое кино, даже документальное, делается группой людей. Но есть автор, предъявленный публике, и в данном случае это я. Делался фильм телекомпанией «НБ-групп», режиссером является Татьяна Сорокина, с которой мы вместе делаем программу «Тем временем». Изначально мы хотели назвать фильм «Правдоискатель Владимир Короленко». Но потом подумали, что длинно звучит, а надо бы покороче.

Самый сложной и важной частью нашего замысла была Якутия, якутский период жизни Короленко. Поэтому первым делом мы прилетели в республику. Сначала мы думали, что фильм будет начинаться с Якутии, а заканчиваться Полтавой. То есть с момента, когда Короленко стал писать и до момента, когда он стал защитником обездоленных перед социалистической властью. В Амгу приехал я, режиссер, оператор Олег Кочубей, звукорежиссер.

Приехали мы в конце марта 2013 года. Снимали чуть-чуть в Якутске, немного в Амге, но там нам не хватило ледохода – мощного символа возрождающейся жизни. Спустя год съемочная команда приезжала без меня ‒ снимать ледоход. Консультировал наш проект заместитель председателя совета СВФУ по развитию гуманитарного знания Софрон Осипов, он и связывался с МЧС в то время, как группа сидела на чемоданах и ждала сигнала, чтобы успеть к моменту движения льда на реке.

Следующим съемочным местом должна была стать Украина, где хотели снять киевский и полтавский эпизоды, но вмешалась геополитика. Было принято решение поменять замысел картины и снять рассказ не о том, как Короленко стал писателем, и что из этого вышло, а о том, как он становился писателем.

Как вы считаете, как на фильм повлияли изменения в замысле?

Получилось на самом деле, может, даже и лучше. Потому как получился рассказ о том, как Короленко, человек со сложившимися идеалами, но непонимающий, как ему в этой жизни действовать, находится перед развилкой: принять ту несовершенную, несправедливую жизнь или уйти в революцию. Но власть сама затягивала его в эту революционную деятельность. Писателя шесть лет приговаривали к ссылке, но у него не было не то что ни одного приговора – ни одного следствия, ни одного дела на Короленко не было заведено. Но выясняется, что в этом есть какой-то перст судьбы, потому что в Якутии он понимает, что нет ничего важнее человека. Человек важнее, чем политическая система. Это убивает в нем революционера, но делает из него большого писателя. Короленко не отрекается от своих идеалов, но уходит на другую дорогу. И в этот момент мы с ним в фильме расстаемся.

Возникали ли у вас какие-нибудь форс-мажорные ситуации во время съемок?

Тут много на себя взял Софрон Осипов, который со всеми обо всем договаривался – мы только приезжали на все готовенькое. Но сложности все-таки были. В Амге тогда еще не было гостиницы, мы жили в местном санатории-профилактории. К погодным условиям я привык, к холоду был готов, а вот камера – нет. Она не всегда соглашалась работать, из-за того что в конце марта ударили морозы под минус 40. Но поскольку у нас есть друзья и коллеги, которые проделали огромную работу, то складывалось у нас все довольно легко. В Амге люди очень доброжелательные, не было такого, чтобы кто-нибудь говорил: «Не хочу», «Мне это не интересно», «Не буду». Наоборот, нас потом совесть мучила, что мы сняли большое количество материала, а людей не покажем. Например, для фольклорного исполнения песни о Короленко нужен был только звук, а люди специально собирались, водили хоровод. Но я заранее их предупредил, и они отнеслись с пониманием.

А как в Амге отреагировали на фильм?

Мы немножко побаивались: вы снимаете много-много дней, а из отснятого материала в фильм войдет только его малая часть. Тут предельная плотность сжатия. Люди-то ждут, что они будут в кадре, ведь они много чего показали. И я очень боялся, что они обидятся. Но вроде не обиделись, а наоборот, восприняли с теплотой и любовью. Потому что мы делали этот рассказ с любовью. И к Короленко, и к Амге.

Почему фильм именно о Короленко?

Изначально фильм о Короленко хотели выпустить к 160-летию со дня его рождения в 2013 году. Но проект пришлось остановить из-за нехватки финансирования. Позже часть денег на съемки выделили Фонд «Либеральная миссия» и Северо-Восточный федеральный университет.

Понятно, что телевидение – это массовое производство. И оно должно иметь мотивировку: почему именно сейчас и именно об этом мы рассказываем. В силу финансовых причин к юбилею мы не успели. Поэтому у нас другой повод для показа – Год литературы в 2015 году. Пока фильм сделан на дисках, которые мы подарили СВФУ, они могут использоваться как учебное пособие. Единственное, что нельзя – это предоставлять его в открытый доступ.

Как ссылка отразилась на творчестве самого писателя?

Не было бы творчества, если бы не было ссылки. Чем дальше его засылала империя, тем больше ему хотелось рассказать про свою жизнь и про то, что происходит вокруг. Он начал какие-то вещи набрасывать еще в сибирский период, в Якутии пытался какие-то мифологические мотивы перекладывать на современный реалистический лад. Но по существу настоящим литературным произведением остается «Сон Макара».

А «Сон Макара» – это Амга. Ссылка не изменила, а создала писателя Короленко. Но не ссылка, как таковая, а именно якутская ссылка.

Даже в книге «История моего современника» Короленко очень ясно говорит – да, это не самое приятное время, когда ты живешь вдалеке от любимых и близких, но это самый здоровый период в жизни. Потому что он соприкоснулся с людьми в их реальной жизни, у них выстроились добрые отношения, он учительствовал и делал это не для денег. Он ощутил себя русским просветителем. Это то, что он дал Амге. Но и Амга открыла для него новый человеческий мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.