/ Туяра Павлова

Счет всему голова

В марте Институт математики и информатики СВФУ проведет первый конкурс исследовательских и проектных работ «Этноматематика народов Якутии». Что такое этноматематика, как считали кочевые народы Севера – в материале «Наш университет_онлайн».

От цифр до мировоззрения

Этноматематикой называют математические системы, которые были сформированы не учеными, а национальными культурами. Говорить о ней начали лишь в конце прошлого века: в 1984 году в городе Аделаиде (Австралия) состоялся международный конгресс по математическому образованию, один из участников которого выступил с докладом о необходимости уделить должное внимание не только классической математике, но и такому явлению, как этноматематика.

В нашей стране, однако, говорить об этноматематике начали почти на столетие раньше: в 1883 году историк математики Виктор Бобынин говорил о «народной математике». Уже тогда российский ученый писал о необходимости сбора и сохранения объектов этноматематики народов России. Интересно, что Бобынин относил к памятникам народной математики не только числа и меры веса, что логично, но и загадки, пословицы и поговорки, связанные с математическими знаниями. Впрочем, это кажется странным лишь на первый взгляд. «Этноматематика включает не только математические представления и знания народов, но и уклад их жизни и мировоззрение», – объясняет старший преподаватель кафедры методики преподавания математики ИМИ СВФУ Матрена Дьячковская.

Система, основанная на культуре

Изучение этноматематики в СВФУ началось благодаря работе профессора Антонины Петровой. Ее докторская диссертация была посвящена формированию системы двуязычного образования, и первый параграф работы осветил вопросы народных знаний по математике, а также их педагогическому потенциалу – до Петровой этноматематика якутов в таком контексте не изучалась.

Конкурс по этноматематике в нашем университете проводится по инициативе Матрены Дьячковской. В других регионах страны подобные мероприятия уже проводятся – например, в Чувашии. «Мы тесно сотрудничаем с Чувашским государственным университетом и Стерлитамакским филиалом Башкирского государственного университета. Мой научный руководитель Надежда Мерлина работает в ЧГУ. Именно она посоветовала провести такой конкурс в СВФУ», – поделилась Матрена. Она отметила, что наблюдается большой интерес со стороны учителей: в данном направлении уже работают школа №17 в Якутске и школа-интернат «Арктика» в Нерюнгри. Этноматематику здесь изучали и раньше, отмечает старший преподаватель СВФУ, однако сейчас появились систематизированные пособия – написаны они Матреной Дьячковской. Интерес к этноматематике исходит не только от этих двух образовательных учреждений: на предстоящий конкурс уже поступили работы из Аллаихи, Вилюйска и Амги. Прогнозов по числу участников, отмечают организаторы, пока делать рано, ведь конкурс проводится в первый раз.

Этнокультурный компонент в обучении математики активизирует научно-познавательную деятельность

Этноматематика – это не только собственно математика, но и история культуры народа. Она связана с их образом жизни, их представлениями об окружающем мире и отношением к жизни. Почему люди начали считать? Ведь не потому, что им нечем было себя занять – надо было вести счет своим «доходам» и «расходам». Первым счетным инструментом кочевых народов Севера стала… рука. Советский философ-марксист Эрнест Кольман по этому поводу отмечал, что «ручной счет сыграл в развитии счета столь же важную роль, как и открытие огня в общем развитии первобытного человека». Неслучайно, например, слова «один», «два», «четыре» и «десять» в юкагирском языке звучат похоже – во всех четырех присутствует слог «кин» или его варианты («кун», «хун») – все они используются для обозначения пальца. А «десять» по-юкагирски («кунэл») так и вовсе переводится как «пальцы все вместе». Кстати, считали и те народы, которые не имели письменности – они использовали для этого палочки, ветки и другие подручные предметы.

Отдельного внимания заслуживают единицы измерения коренных народов Севера. Пушнина, урожай, подати – это и многое другое требовало существования некой системы. Наши предшественники ничего не усложняли и использовали для этого домашнюю утварь или ориентировались на размер ладони или всей руки. Интересно, что в этом культура народов, населявших нашу республику, не отличалась от культуры жителей Древнего Рима или Греции.

Этноматематика – это не только математика, но и история культуры народа

Как отмечает Матрена Дьячковская, интерес к этноматематике проявляют не только учителя, но и сами школьники. «Ребята не только с удовольствием решают этнические задачи, но и составляют их сами, а также проводят исследовательские работы, в том числе и самостоятельно. Давно известно, что этнокультурный компонент в обучении математики активизирует научно-познавательную деятельность», – рассказывает исследователь. Что важно, такие занятия повышают интерес не только математике, но и к культуре народов в целом. В национальных республиках вроде нашей, особенно с учетом нарастающего преобладания западного образа жизни, этноматематика может стать одним из эффективных способов ненавязчивого приобщения подрастающего поколения к традициям предков.

Фото: из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.