/ Редакция

Шаг в будущее: о школьниках, их проектах и роли вузов

Вчера в Якутске открылась XXII Республиканская научно-практическая конференция – конкурс молодых исследователей имени академика В.П. Ларионова «Шаг в будущее». О программе, воспитавшей уже не одно поколение ученых, рассказывает профессор Института естественных наук СВФУ, исполнительный секретарь Совета конференции Михаил Черосов.

О роли вузов в программе «Шаг в будущее»


В развитии научно-исследовательской деятельности школьников в России, целом, и в программе «Шаг в будущее» роль вузов огромна. Именно вузы в стране стали локомотивами внедрения проектно-исследовательского метода в образовательный процесс в средней школе.

По сути, до новой России были только олимпиадное движение, и очень редко в школах повышенного уровня типа специализированных была исследовательская, тем более, научная деятельность. Это считалось не делом школы и школьников. Требовались другие кадры и другая материальная база. Школа понималась как учебники, тетрадки, доска, мел, парта. И все. В лучшем случае эксперименты в рамках учебного курса.

Новая Россия с начала 90-х годов 20 века начала новый массовый путь развития проектно-исследовательского направления в подготовке школьников. Во внеурочной деятельности школ чаще стали появляться такие формы как научные общества, конференции с докладами. Вузы стали инициаторами профориентационной работы и, само собой, рассказывали и показывали роль науки в подготовке специалистов.

Вузы стали конкурировать за абитуриента, за своего мотивированного абитуриента. И привлечь его можно было только на интересе его к вузу, к его науке, инновациям, педагогам, ученым

В числе первых это поняли технические и классические вузы. В технические вузы упал конкурс, и все в стране захотели стать юристами, экономистами, банкирами. Другие профессии ошибочно считались не очень нужными. Жизнь показала, что это надо было преодолеть и понять, что же надо делать и вузам, и обществу, и абитуриентам.

Московский технический университет имени Н.Э. Баумана первым в стране в начале 90-х годов заявил о развитии научно-социальной программы для молодежи и школьников под громким и на тот момент и сегодня названием – «Шаг в будущее». В начале 21 века казалось, что это вот-вот рядом, и там будет что-то особенное.

СВФУ, в то время ЯГУ, одним из первых отреагировал и откликнулся на поддержку программу для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в республике

По сути, весь ректорат был в составе руководства первого Совета «Шаг в будущее» под председательством академика РАН Владимира Петровича Ларионова, выпускника МГТУ имени Н.Э. Баумана, который как раз и возглавил и до сих пор возглавляет программу «Шаг в будущее». И конечно программу в республике «встала на ноги» благодаря СВФУ-ЯГУ. Постепенно программу из академических залов Институтов СО РАН, которые уже не могли вместить всех желающих, перешла в новые просторные площади университета. Теперь программа может развиваться только на базе СВФУ, больше никакая организация не может вместить более тысячи участников и не меньше сопровождающих и заинтересованных лиц.

Без ученых и преподавателей, молодых ученых СВФУ-ЯГУ программа не только бы не смогла провести республиканский этап, но и развернуть сеть из большого числа региональных конференций от школьного до регионального (межулусных и улусных) уровней.

Подвижническое, по сути, движение на принципах общественно-государственного интереса к развитию своего молодого поколения смогло создать систему, когда от школы и до ведущего вуза республики все имеют возможность показать свои исследования. Но ведь надо сначала придумать, запланировать, организовать и провести исследование. И это есть даже более сложное дело, чем провести финальные этапы в виде презентации своих результатов в виде конференций, конкурсов, фестивалей.

И вузы умело соединили свои профориентационные интересы и партнерские отношения со школами в единую систему.

В республике «Шаг в будущее» – это не только МГТУ имени Н.Э. Баумана, это еще ряд других интересных конференций в ряде регионов страны – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и других городах, не только технические, физико-математические и естественные, но и гуманитарные направления. Под одной «шапкой» «Шаг в будущее» проходит целый научный фестиваль школьников. И без СВФУ этого бы не было.

О приоритетах школьников


И тогда, и до сих пор у школьников республики приоритет – это гуманитарные и естественные направления, но в целом, программе удалось сохранить и увеличить интерес к техническим, физико-математическим наукам. Секции по этим направлениям самые крупные и самые развивающиеся в республике. Интерес к гуманитарным наукам понятен и просто объясним. У нас вся школа в стране гуманитарная.

Через 5-10 лет будут больше востребованы информационные, технические направления, но для этого надо существенно изменить и материальную базу, и менталитет образования в стране, что и делает современная Россия.

О проектах последних лет по сравнению с проектами 20-летней давности


Если раньше реферативный уровень был достаточно неплохим и получал приглашения на достаточно высокий уровень вплоть до республиканского, то сейчас такие работы и на школьном этапе не получают поддержки. Все знают, что есть более продвинутые уровни, есть понятие исследование, собственные материалы, методы сбора и обработки своих данных, анализ литературы, умение подать и ответить на вопросы.

Уровень, в среднем, вырос. Но, все равно, и раньше были очень сильные работы, и многие школьники делали очень высокого уровня работы, которые были лучшими в России и за ее пределами.

На примере лучших школьников другие ребята растут сами, на их примере показывают более лучшие результаты. Вырос уровень владения иностранными языками, технологиями в области информатики, обработки данных на компьютере, многие выполняют свои работы на хорошем научном оборудовании, под руководством ученых из вузов и академических институтов.

О проблемах


Конечно, проблемы есть, и их много. Само собой, доступ к оборудованию, расходные материалы по программе исследований – это все затратно. И школьники, и школы, и родители должны понимать, что это надо решать и делать обоюдно полезные проекты и создавать условия для их реализации. Решать их надо системно и последовательно, усиливая и квалификацию учителей, педагогов дополнительного образования, повышать заинтересованность всех сторон организации системы «ученик – учитель – ученый» от директоров школ, учителей до руководства вузов, науки, преподавателей вузов и научных сотрудников. Дорогу осилит идущий. В республике эта система создана.

Для сведения, в Якутии создана одна из лучших в стране систем в этой части, и это уже общепризнано. Во многом это произошло благодаря якутскому университету, ректор которого возглавляет ныне Совет «Шаг в будущее» по Республике Саха (Якутия).

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.