/ Айсен Протодьяконов

Школа, которая всегда с тобой

Проект кочевых школ является уникальным для России и мира. Наша республика – тот случай, где с принятием закона «О кочевых школах» подобные образовательные учреждения имеют конкретную правовую базу и официальный статус. Основной целью кочевых школ является предоставление образования коренным малочисленным народам Севера без их отрыва от привычного уклада жизни и деятельности.

Первые кочевые школы в СССР начали функционировать еще в 1920 году. По словам экспертов, затем они постепенно сошли на нет и правительство стало больше отдавать предпочтение школам-интернатам. Дети не только на долгий срок отрывались от родителей, но вместе с тем они не всегда вписывались в традиционную образовательную систему, так как их привычный уклад жизни разительно отличался от сверстников и наблюдалось отставание от школьной программы. Еще одним минусом можно выделить тот факт, что по окончании обучения они не всегда возвращались обратно в семью – утрачивались связи.

В итоге сложилась такая ситуация, что родители просто не хотели отдавать их в школы, а проблема отсутствия систематического образования среди малочисленных народов Севера осталась открытой.

«Вторую жизнь» кочевые школы получили в 90-х годах. Важно отметить, что проект таких школ связан не только с мыслью о предоставлении образования всем, но и с заинтересованностью правительства в увеличении поголовья оленей и их производства. Школы позволяют сохранить культуру, национальные традиции и самобытность кочевых народов. Так, на сегодняшний день в республике насчитывается 13 кочевых школ, девять из находятся под крылом ЮНЕСКО. Одновременно они являются филиалами сельских и районных школ, иногда имеют доступ в интернет.

Недавно Жатайским заводом металлоконструкций были спроектированы так называемые школы на санях, которые представляют из себя блок-модуль общей площадью 27 квадратных метров – они оборудованы мебелью, теплыми полами, санузлом, электропроводкой и, естественно, металлическим каркасом на санях для большей мобильности. Бывают и другие виды кочевых школ. Например, когда учительница является женой оленевода. Тогда они просто ведут обычный образ жизни и принимают у себя дома учеников.

По словам заведующего кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ, а вместе с тем и руководителя научной школы модернизации деятельности сельских малокомплектных и кочевых школ Николая Неустроева, в основном в таких специализированных школах обучают до шестого класса. «Бывают исключения, конечно. Например, школа Хатыстыр в Алданском районе – она средняя общеобразовательная, хотя и находится в родовой общине. Фактически она является кочевой, только она стационарная и не находится в движении», – говорит он.

На вопрос об основных проблемах кочевых школ, Николай Неустроев ожидаемо отвечает, что это материально-техническая база, хотя за последние годы идет значительное ее укрепление: «Раньше было так: учителями стабильно обеспечивало министерство образования республики, а минсельхоз, например, помогал отрывочно. Только после того как Государственное Собрание РС(Я) (Ил Тумэн) приняло закон «О кочевых школах», началась какая-то работа».

Если говорить об учителях, то в Северо-Восточном федеральном университете с 2012 года идет набор на специальность «Начальное образование и тьюторство в основной малокомплектной (кочевой) школе Севера. «Мы разделяемся по группам, и в каждой из них есть представители малочисленных народов Севера. От других специальностей начального образования нас отличает то, что мы много времени уделяем истории малочисленных народов Севера и изучаем их языки: например, эвенский и эвенкийский. Считаем, что это хорошее нововведение. У нас обучается много представителей коренных народов, которые после окончания обучения планируют работать у себя дома. Да и в целом у тьюторства большое будущее», – говорит Марфа Баранова, обучающаяся по этому профилю.

Как показывает практика, потребность в кочевых школах остается острой не только на территории Якутии. В случае с ЮНЕСКО, например, планируется передача уникального опыта Якутии для других стран.

Также в 2012 году программой обучения тьюторов в кочевых школах Северо-Восточного федерального университета заинтересовались в Ямало-Ненецком автономном округе – были предложения о возможности дистанционного обучения студентов-педагогов по этой специальности. Уже через год прошла подобная практика – доцент кафедры начального образования Педагогического института СВФУ Венера Марфусалова провела курсы повышения квалификации для руководителей сельских школ Ямала. «Больше всего во время пребывания на Ямале меня поразили судьба и сила духа ненецкой писательницы Анны Неркаги. Она ушла на кочевье и открыла кочевую школу. Тем самым показала пример того, как нужно работать с будущим поколением», – заключила доцент.

Фото: Владимир Чувашов, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.