/ Дмитрий Осипов

Школа обретения себя

Исследования показывают, что в тех школах, которые отошли от традиционной формы обучения и перешли к развивающей модели образования, у детей активно повышается успеваемость и снижается количество неврозов, свойственных школьному возрасту. Поисками оптимальной модели развивающего обучения в условиях национальной школы третий год занимается школа-лаборатория «Сергелях».

Начальная школа создана совместными усилиями Северо-Восточного федерального университета и Якутской городской национальной гимназии как научно-исследовательская и педагогическая площадка федерального университета. «Инновационные педагогические технологии, которые внедряются в этой школе, направлены на расширение мировоззрения учащихся, получение более глубоких знаний, воспитание стремления детей к постоянному самообразованию и достижению успехов. Ключевым моментом образовательной программы является изучение иностранных языков, в том числе восточных,и новых технологий с первого класса», – говорит директор Якутской городской национальной гимназии Николай Чиряев.

– Мы живем в условиях кризиса гуманизма, когда нивелируется ценность человеческой жизни, когда на улице без причины могут подойти и убить человека. И поэтому развитие человечности, человеколюбия  одна из фундаментальных задач образования в современном технократическом мире. А развитие личности человека строится на понимании уникальности своего народа и глубоком уважении своих корней. Это естественное состояние человека. По моему убеждению, дети, выросшие с осознанием своей этнической идентичности, уважения к собственному языку, культуре, вырастают более человечными, успешными и гармоничными. При этом они не замыкаются и изолируются в моноэтническом пространстве, а способны выстраивать диалог в мультикультурном обществе, уважать, понимать культуры других народов, – рассказывает кандидат философских наук, методист школы Валентина Степанова.

IMG_3952
– В основе системы воспитания лежит принцип соблюдения исторического этапа развития детства, – говорит методист школы. У Валентины Степановой за плечами большойопыт педагогической работы в Якутской городской национальной гимназии, Институте повышения квалификации работников образования, педагогическом колледже. Она является автором оригинальной концепции саморазвития, которую применяет и в образовательном процессе.

– На наш взгляд, в современной школе не должно быть разделения содержания обучения на образовательный и воспитательный составляющие. В нашей школе учебные предметы  это не самоцель, а средство в процессе обучения мыслящего, творческого и гармоничного человека. Мы развиваем партнерский подход, умение слышать друг друга и аргументированно доказывать свою точку зрения, – делится своим мнением Валентина Степанова.

Мама ученика этой школы Айталина Готовцева поддерживает методику, направленную на саморазвитие ребенка, применяемую в школе-лаборатории:

– Мой ребенок учится в школе «Сергелях» третий год. И я поддерживаю те задачи, которые ставят в обучении: уметь найти выход из любого положения, самостоятельно принимать решения.Важно, что в школе создана среда совместного обучения и творчества ученика, учителя и родителя как акторов образовательного процесса. В этой методике мне нравится то, что ни учителя, ни родители не должны навязывать своего мнения, абольше спрашивать: «Как бы ты сделал, как бы ты поступил?» В результате у ребенка развиваются умение контролировать и оценивать свои действия,способность самовыражения. Ребенок легко выстраивает взаимоотношения с одноклассниками, органично проходит социализацию.Ведь бывает так, что дети и до 10 класса не могут найти общий язык со своими сверстниками…В этом плане я благодарна педагогам школы-лаборатории.

Копия IMG_3912
Педагог начального образования Антонина Шишигина, которая работает в школе второй год, считает, что в процессе обучения вырастает саморазвивающаяся личность:
– В своей работе мы руководствуемся тем, что каждый ребенок — это ценность. Нам важна каждая его мысль, и особенно ценно, когда ребенок сам открывает новое, не только по предмету, но и в себе, как в человеке. Когда урок ‒ это не только 45 минут, ачасть жизни ребенка, где математика, русский язык – это средства для достижения этой цели.

Как отмечают педагоги школы, в образовательном процессе учитываются возрастные особенности ребенка. Дело в том, что в возрасте с 7 до 9 лет у ребенка активно формируются основы теоретического мышления, и мы создаем условия для организации мыследеятельности, развивая навыки теоретического мышления, объясняет педагог.

Трудности внедрения развивающего обучения в нашей стране связаны с трудностями перестройки системы образования. Если десять лет назад по данной методике в целом по стране занимались лишь малая часть школ, то сейчас ситуация в связи с внедрением ФГОС меняется в лучшую сторону, считает Антонина Шишигина.

– Хотелось бы видеть продолжение школы-лаборатории в виде организации средних и старших классов школы-лаборатории, поскольку это создало бы преемственность университетского образования, начиная с первого класса и заканчивая вузом. Это заветная мечта всех родителей учеников школы, ведьмы увидели то, чего ранее не было, то, как могут раскрыться и развиваться наши дети в условиях гармоничной среды, ‒ говорит от имени родителей Айталина Готовцева.

Автор фото: Светлана ПАВЛОВА, редакция новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.