/ Редакция

Старшая школа: как найти свое призвание?

СВФУ принимает участие в создании сети предпрофессионального образования в рамках муниципального целевого проекта «Старшая школа». Вуз готовит школьников по таким направлениям, как гуманитарные науки, информационные системы и технологии, медицина и многим другим. Как реализовывается проект и насколько эффективной будет предподготовка школьников?

Нина Ноговицына,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Городской классической гимназии:

– В этом учебном году в Городской классической гимназии открыты три десятых профильных класса: социально-экономический, гуманитарный и технологический. Гуманитарный класс является фирменным классом СВФУ. В фирменный класс в новом учебном году набрали 29 учеников. Преподаватели Института зарубежной филологии и регионоведения СВФУ ведут элективный курс «Развитие языкового потенциала и иноязычной компетенции. С 1 по 18 сентября ребята учились дистанционно. С понедельника учебный процесс перешел в традиционный формат, поэтому процесс адаптации учеников и учителей продолжается.

При приеме в профильный класс гимназия учитывает средний балл аттестата, оценки по профильным предметам и личные достижения учащихся в научно-практических конференциях, олимпиадах, соревнованиях и различных конкурсах. В профильном классе ребята изучают обязательные предметы независимо от профиля на базовом уровне и профильных предметов на углубленном, а также посещают элективные курсы. Еще работают факультативные курсы по выбору, которые обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей учащихся.

Городская классическая гимназия является базовой площадкой для сдачи международного экзамена по немецкому языку (DSD)

Ребята, которые успешно сдали этот экзамен получают возможность продолжить образование в Германии. В программу профильных классов входит выполнение индивидуальных проектов. Для наших ребят – это выполнение бизнес-проектов по выбранным темам. Также запланирован курс по профориентации.

Антонина Кычкина,
директор школы №5 им. Н.О. Кривошапкина:

– В 2020 году Управлением образования был инициирован целевой муниципальный проект «Старшая школа: развитие сети классов предпрофессионального образования». Школа №5 им. Н.О. Кривошапкина включилась в реализацию этой идеи. Был разработан проект создания Академического гуманитарного класса в старшей школе — в 10 классе.

Открытие такого класса считаем важным: гуманитарное знание вносит весомый пай в фундаментальное образование, именно оно формирует не только будущего профессионала, но и личность с широким взглядом на природу, мир, человека.

Немаловажное значение имеет создание в школьные годы условий для раннего профессионального самоопределения учащихся. Это сократит разрыв между профессиональным образованием и знаниями, которые ученик получает в школе.

Школа вступает в кооперацию с организациями дополнительного, высшего, среднего профессионального образования, этим привлекает дополнительные образовательные ресурсы

У учеников появляется возможность выбора способов профильного обучения не только там, где он учится, но и в рамках сетевого взаимодействия: с помощью дистанционных курсов – да и очных, по желанию родителей – ведущих преподавателей вузов, ссузов.

Мы выстраиваем взаимодействие с Высшей школой экономики (школа №5 – партнер ВШЭ), включая ребят класса в модель распределенного лицея ВШЭ; с РУДН на проведение сетевых дистанционных курсов для десятиклассников по направлениям профессиональной подготовки; заключили соглашение с филологическим факультетом СВФУ, Дворцом детского творчества. Мотивируем учащихся на участие в различных олимпиадах, в том числе олимпиадах вузов-партнеров школы – победа в них дает право на дополнительные баллы к результатам ЕГЭ.

Открытие академического гуманитарного класса, как мы ожидаем, позволит шире использовать лучшие практики гуманитарного образования Якутии, России, лидирующие в области гуманитарно-эстетических программ для одаренных детей. Нам важна идея выбора и продолжения образования выпускниками класса в престижных вузах России.

Почему академический гуманитарный? Образовательный процесс в созданном классе строится на сочетании академизма и компетентностного подхода. Академизм предполагает фундаментальное, разностороннее гуманитарное образование; компетентностный подход обеспечит практическое применение учеником интеллектуальных и творческих способностей, полученных им знаний в личностной, образовательной и профессиональной самореализации.

Коллектив школы и вузов-партнеров планирует применение классно-урочного, предметно-поточного, распределенного обучения, предполагает внедрение учебных занятий с широким применением творческих проектов и практикумов, лекционно-семинарской системы и индивидуального учебного плана. Для такого класса будет эффективной технология образовательного события – походы, познание культурного пространства, пространства профессий образовательно-культурной инфраструктуры. Будем использовать технологию погружения – модульного обучения, широкого использования онлайн-курсов в партнерстве с вузами.

Нам хотелось бы в академическом гуманитарном реализовать идеи современного образования именно в старшей школе, когда ребята утверждаются в выборе своего дальнейшего профессионального пути. Поскольку это муниципальный проект, мы ждем в этот класс творческих, любознательных, активных ребят, желающих получить гуманитарное школьное образование.

Ольга Окоемова,
ученица 11 класса средней школы №31:

– В 12-13 лет все подростки мечтают о грандиозном будущем – хотят стать звездой, балериной, художником. Думаю, что творческие профессии нужно выбирать смелым людям, которые на сто процентов уверены в своем успехе и знают, что смогут до конца выдержать психологические нагрузки.
Чтобы понять это, нужно основываться на своем жизненном опыте, идти от меньшего к большему: не сразу выбирать грандиозную цель, а начинать с того, с чем в первую очередь получится справиться. Также надо смотреть на опыт старших.

Я 6-8 лет занимаюсь музыкой. Связать с ней будущее не думала. Для меня пение – то, чем наслаждаюсь в свободную минутку. Раньше каждый год участвовала в разных музыкальных конкурсах, занимала призовые места. Также я 3-4 года занимаюсь писательством. Сейчас пробую написать что-то в жанре фантастики.

Я выбрала учиться в медицинском классе из-за фильма «Война миров Z», который посмотрела три года назад – в то время я хотела стать юристом

Наверно, многие знают в этом фильме можно проследить, как человек вмиг может стать бесполезным для общества. Тогда я подумала, а если такое произойдет в жизни, чем я буду полезна? Поэтому решила учиться по медицинскому профилю. В будущем хочу стать фармакологом и создавать собственные лекарства. Опыт с коронавирусной инфекцией показывает необходимость данной профессии.

Учусь стабильно: на «4» и «5». Намного легче мне даются гуманитарные предметы: русский язык и литература. Сложнее даются химия, биология и физика. Особых проблем нет, но профилирующие предметы занимают больше времени, чтобы их изучить: больше учебных часов, заданий.
Нравится, как преподает доцент Мединститута СВФУ Ирина Малогулова. Она проводит занятия по оптической медицине и введению в медицину. Все объясняет подробно и в тоже время кратко – то есть по делу. Смотрим подготовленные презентации и видео материалы.

Планирую поступать в Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет или СВФУ. Всем сверстникам советую больше изучать необходимый образовательный материал и меньше проводить времени за телефоном, как все любят. Присматривайтесь к профессиям. Стройте планы, а не только мечты. Поймите, что будущее с каждым днем все ближе и ближе.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Подробнее о проекте «Старшая школа» читайте здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.