/ Редакция

Типичные ошибки школьных сочинений

Никуда не деться от школьных сочинений, их писали и будут писать школьники по всей стране. «НУ_онлайн» поговорил со школьными учителями о том, какие ошибки в сочинениях чаще всего допускают школьники. Запомнить и устранить!

Ульяна Архипова,
учитель русского языка и литературы Верхнеколымской СОШ:

– При проверке итоговых сочинений по допуску к ЕГЭ встречаются случаи, когда выпускники используют такие словосочетания, как «исходя из вышеизложенного», «в заключение хочется отметить» и так далее.

Мы знаем, что сочинение – это вид работы, представляющий собой изложение своих мыслей. Правильное изложение должно быть написано в одном стиле. Бывают случаи изложения учениками в публицистическом, а также и в официально-деловом стиле. Мне кажется, в этом есть и наша ошибка. Говоря о том, что выпускник должен уметь выражать свои мысли правильно, мы их подводим к готовому клише и так получаем смешение стилей. В итоге вместо авторской работы выпускника, получаем подработанную под клише работу.

Елизавета Корякина,
учитель русского языка и литературы Мархинской СОШ №1:

– Многолетний опыт проверки показывает, что есть такие ошибки, которые встречаются в ученических работах очень часто. Например, отсутствие комментария по заявленной проблеме, которая предусматривает опору на исходный текст. Часто комментарий заменяют пересказом текст, или идет чрезмерное цитирование, а иногда даже переписывание больших фрагментов текста. Также часто встречается, что авторская позиция сформулирована не по заявленной проблеме.

В экзаменационных сочинениях есть критерий «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме», школьники с ним плохо справляются. Это основано на нескольких причинах. Во-первых, пишущие не имеют достаточного читательского опыта для того, чтобы сформулировать аргумент на основе содержания художественного, публицистического или научного текста, следовательно, приводят в основном аргументы из жизненного опыта. Во-вторых, аргументы иногда не соответствуют заявленной проблеме. В-третьих, аргументы часто только формально заявлены, а не развернуты. Наконец, бывает, что аргументы вообще отсутствуют в работе.

Иногда ребята вычленяют в тексте одну проблему, а комментируют и аргументируют другую, не заявленную в сочинении, – обычно это встречается, когда текст содержит несколько проблем лежащих, что называется, на поверхности.

С позиции критериев блока грамотности текст сочинения чаще всего характеризуется как удовлетворительный. Пишущие обнаруживают слабо сформированные базовые умения и навыки, необходимые для грамотного письма, допускают орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки.

Анна Платонова,
учитель русского языка и литературы Городской классической гимназии города Якутска:

– В школьных сочинениях очень много грамматических ошибок, когда ребята не соотносят рода, временные и глагольные связи. Есть такой тип ошибки – речевая ошибка. Из них можно отметить тавтологию, необоснованный повтор слов. Или же употребление слов в несвойственных для них значениях.

Фактические ошибки встречаются редко, но и такое бывает. Например, путают автора и произведение. Или фамильярничают: хотят, чтобы не было повтора и называют героя просто по имени.

По части композиции ребята, отмечу, более или менее пишут, но очень часто встречается такая ошибка, как резкое начало – вступления как такового нет, дети сразу переходят к самой теме сочинения. То есть можно отметить отсутствие вступления как такового, а вот вывод, в основном, делают.

Пожалуй, еще я могу отметить, что многие школьники приводят мало аргументов или вообще о них забывают – я имею ввиду цитирования из текста. И самая распространенная, на мой взгляд, ошибка – грешить пересказом. Да, конечно, какие-то факты из повествования использовать можно и нужно, но не нужно забывать, что в сочинении необходимо анализировать отрывок. Можно повторить фразы, но обязательно нужно своими словами подытожить.

Людмила Васильева,
учитель русского языка и литературы Саха-политехнического лицея города Якутска:

– Среди типичных ошибок школьников при написании сочинений можно выделить несколько основных. Часто ребята не знают композиции сочинения, между абзацами может не быть логической связи, между композиционными частями встречаются противоречия. Бывает и такое, что в тексте вообще отсутствуют абзацы.

Школьники иногда не видят разницы между проблемой и темой текста. Вместо того, чтобы комментировать по проблеме, они начинают пересказывать или увлекаются излишним цитированием. Или используют для обозначенной проблемы неубедительные доказательства – либо слишком примитивные, либо не относящиеся к проблеме. Многие также допускают ошибки, приводя примеры из литературы или из личного опыта, которые совершенно не соотносятся с собственной позицией.

Встречаются в школьных сочинениях и фактические ошибки – путаются в именах, фамилиях героев, названии произведения, фактах биографии писателей. Часто бывает и этическая ошибка – отсутствие инициалов автора.

Также школьники порой выдумывают того, чего в тексте нет. Причиной тому – неправильное толкование авторского текста. И, конечно, не могу не могу не отметить орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, которые также часто встречаются в сочинениях.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.