/ Дьулус Борочков

Учеба лицом к лицу

Из уст заместителя председателя правительства Российской Федерации Ольги Голодец, занимающейся социальным блоком, недавно прозвучало предложение реорганизовать модель школьных классов, которая сохранилась еще с советских времен. В некоторых странах особая форма организации занятий зарекомендовала себя крайне эффективной. Мнения якутских экспертов об этом вопросе – в проекте «НУ_онлайн».

По мнению Ольги Голодец, способ рассадки учеников в классах имеет важнейшее значение для эффективного получения знаний. Она считает, что для выстраивания команды, для формирования проектного подхода дети должны сидеть на занятиях не уже ставшими привычными рядами, когда «камчатка» зачастую остается практически не вовлеченной в процесс, а совершенно иначе, в совершенно других формациях, отвечающих целям конкретного урока.

Уже есть информация, что планируются строительства новых школ не с традиционной прямоугольной формой классов, а более оптимальной с точки зрения вариативности возможных конфигураций квадратной формой. Мы обратились к местным экспертам для разрешения наших сомнений, будут ли иметь реальный положительный эффект изменения такого рода на образовательный процесс в школах. А также спросили мнение непосредственно у учащейся школы, что она думает по этому поводу.

Что есть я?


Профессор, заведующий кафедрой философии СВФУ Андрей Саввинов признается, что никогда прежде даже не задумывался о неудобствах традиционного способа рассадки в школах, но горячо приветствует подобные перемены, приводя несколько доводов в их поддержку. «Человек на то и является человеком, что он всегда должен иметь свое лицо, – отмечает эксперт. – В свое время перед человечеством стояла очень большая проблема – мы всегда основной упор делали на рациональное. Поэтому получалось так, что на первый план выходил такой образ культурно-исторического человека, который постигает все, что достигнуто предками, осваивает знания, изучает мир и окружающую действительность и на основе этих знаний преобразует действительность».

При этом, отмечает Андрей Саввинов, он оставался своеобразным абстрактным представителем всего человечества, то есть не представлял из себя какого-то конкретного человека, а был скорее собирательным образом. «И вскоре, начиная со второй половины XIX века, на первый план выходит философия иррационализма. В частности, в этих философских системах всегда утверждали конкретного человека, человека, который имеет собственное лицо», – объясняет философ.

Круговые парты могут решить среди современных школьников проблему замкнутости

Когда человек имеет собственное лицо – он берет на себя ответственность, он отвечает за свои дела, он существует здесь и сейчас, отмечает Андрей Саввинов. «Это не какой-то абстрактный человек. Он здесь, он отвечает за это, он знает, что он – существо смертное, он должен за свою жизнь проделать какую-то работу. Иметь собственное лицо – это очень важно для человека, чтобы вести линию своей «самости», своей подлинности, иначе как? Очень важный момент, и, казалось бы, мелочи», – рассказывает он.

«В школах уже как-то привыкли, что сидящий сзади видит постоянно не лицо человека, а его затылок. Я, честно признаюсь, думал, что это нормально. Но разве это нормально?» – заключает Андрей Саввинов.

«Круговая форма рассадки – это было бы здорово, – заключает философ. – Люди сидят и видят лица. А что может быть прекраснее человеческого лица? Человек размышляющий, человек думающий, человек работающий – это же прекрасно. Лицо человека уникально в том отношении, что оно очень динамично, очень изменчиво».

Что думают остальные


Доцент кафедры педагогики СВФУ Ольга Осипова поделилась своим профессиональным мнением о возможных грядущих преобразованиях. «Думаю, подобного рода изменения положительно повлияют на образовательный процесс. Проектный метод обучения, проектная деятельность, работа в команде – все это предполагает работу за круглым столом, – считает доцент. – Мне кажется, проблемы детей, которые ушли в «виртуальный мир», проблемы замкнутости и тому подобные проблемы смогут решиться, если создать подходящие условия общения с глазу на глаз».

Для того чтобы это стало возможным, требуется модульная мебель, добавляет Ольга Осипова. «Она позволяет по желанию осуществлять разные варианты расстановки мебели по всему классу. Обязательно нужен круглый стол, можно переоборудовать лекционную аудиторию. Возможностей становится больше: можно рассадить отдельными группами, а можно и изолироваться. Также будет важным упомянуть, что это станет хорошим условием при организации инклюзивного обучения», – подытоживает эксперт.

Краткий обзор на предложение реорганизации с точки зрения психологии сделала старший преподаватель кафедры «Социально-гуманитарные технологии» Института психологии СВФУ Наталья Матвеева. «Если взять вариант, в котором все будут сидеть в кругу, то в нем будет более легкая атмосфера, потому что вы будете видеть друг друга, – отмечает психолог. – С одной стороны, это хорошо для работы. С другой, у ученика все равно должно быть какое-то свое личное пространство. Психологи проводят тренинговые занятия обычно в круговой рассадке, потому что в такой обстановке человек легче открывается, он более расслаблен».

Эксперты считают, что отказ от традиционных классов в пользу «круговых» положительно повлияет на образовательный процесс

«Я считаю, что лучшим вариантом для учеников была бы своя парта, рассчитанная на одного человека. Во многих странах практикуется такое, – считает психолог. – Наличие личного пространства является оптимальным условием именно для процесса учебы, для получения знаний. На мой взгляд, предлагаемые изменения в расстановке подошли бы именно для практических занятий, на них это требуется больше, а лекционные – в более традиционной форме».

Ученица Саха политехнического лицея Дарина Атакова делится своими соображениями: «Мне кажется, нынешняя образовательная система не совсем подходит современному поколению детей. Мы с некоторым трудом осваиваем информацию, которую получаем в школе, сильно устаем, и нам нередко бывает неинтересно на уроках, – делится школьница. – Поэтому, на мой взгляд, любые перемены в системе будут к лучшему. Очень важно воспитывать в школе лидерские качества, чтобы дети учились самостоятельности и не зависели от других людей».

По мнению Дарины Атаковой, рассадка, которую предлагает Ольга Голодец, будет способствовать этой цели, так как она направлена и на коммуникацию между учениками, и на учебный процесс, в которой немаловажную роль будет иметь самообразование. «Примерно в такой расстановке я занимаюсь на курсах по английскому. Уроки проходят очень продуктивно. Когда мне что-то непонятно, рядом всегда найдется человек, который мне все объяснит, а преподаватель уделяет каждому из нас одинаковое количество внимания», – отмечает школьница.

Фото: Мичил Яковлев, редакция корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.