/ Евгений Онуфриев

Университету нужны мотивированные студенты

27 мая в КЦ СВФУ «Сергеляхские огни» состоялся круглый стол по вопросам приемной кампании вуза, во время которого представители детских изданий «Юность Севера» и «Кэскил» обсудили с руководителями подразделений СВФУ частые проблемы при поступлении в вуз.

Как решить вопрос отсевов?

Особый интерес у журналистов вызвал вопрос по поводу отчислений в университете. Почему нынешние студенты с легкостью бросают учебу, даже если проучились в вузе три-четыре года, и каким образом можно уменьшить количество отсевов в будущем?

Декан исторического факультета Наталья Стручкова считает, что отсев – это не проблема, а нормальное явление. «Иногда дети во время учебы сами осознают, что выбрали не ту специальность и, следовательно, отчисляются или переводятся на другое направление, – поделилась декан. – В России, в отличие от США, где в университет обычно поступают люди возрастные, абитуриенты – это еще 16-летние дети, из которых не все могут сразу определиться с будущей профессией. Чтобы этого не было, профессиональную адаптацию детей нужно начинать с 1 курса».

В свою очередь, директор института зарубежной филологии и регионоведения Ольга Мельничук предложила начинать проводить профориентацию не с начала учебы в университете, а со школы.

«Иногда дети романтизируют свою специальность, – отметила Ольга Мельничук. – Бывает, что к нам на направление восточного языка в институт приходят за экзотикой, красивыми иностранными нарядами, а ко второму курсу получают иероглифы и словарь. В итоге, студенты уходят из вуза. Все это происходит из-за того, что в школах низкий уровень профориентации – если над этим начнут комплексно работать, то, возможно, это решит проблему отсевов».

Еще одним решением вопроса на примере приемной кампании СВФУ поделилась декан филологического факультета Галина Жондорова. «К нам поступают по разным направлениям: кто-то выбирает изучение русского языка и литературы, кто-то рекламу и связи с общественностью, а кто-то желает стать журналистом, – рассказала Галина Жондорова. – В случае с последней специальностью, поступающие обязательно должны показать комиссии портфолио со своими опубликованными работами и пройти индивидуальное собеседование и творческий конкурс. Таким образом, в этой специализации случайных людей быть не может – люди действительно поступают целенаправленно».

Молодежь поступает в вузы «вслепую»

pro1-630x310
На встрече журналисты высказали мнение о том, что в последнее время профессиональная подготовка – это просто красиво звучащее словосочетание. Как отметили представители детских изданий, идеальное знание специальности среди выпускников сегодня является редкостью, и многие работодатели не придают этому значения, делая ставку на наличие диплома, из-за чего выпускники начинают ошибочно считать себя профессионалами.

«Когда абитуриенты приходят к нам на первый курс, они считают, что история – это легко, это факты, это интересно, – рассказала декан исторического факультета. – Мы сразу стараемся объяснить им, что история – это, в первую очередь, логика мышления. Ведь иногда бывает так, что студенты все больше углубляются в науку, начинают изучать всемирную историю и в итоге теряются и спрашивают: «Как это вообще все можно знать?». Преподаватели нашего факультета должны им объяснить, что знать все не надо, главное – прочувствовать особенности науки и научиться ориентироваться в пространстве мировой культуры».

Директор ИЗФиР Ольга Мельничук согласилась с высказыванием коллеги и добавила, что в сегодняшнее время преподаватели не должны передавать студентам знания, так как они имеют свойство устаревать. «Мы должны научить студента самому добывать знания, – отметила Ольга Мельничук. – Так, всю дальнейшую жизнь он сможет лично знать, какой информацией ему нужно пользоваться и где ее искать».

«Проблема в том, что с молодежью недостаточно плотно работают при выборе профессии. Здесь опять же важно раннее распознавание, которое должно начинаться в школьное время. К примеру, у человека наблюдаются способности к гуманитарным наукам – значит нужно придерживаться только их, а не чьего-то мнения или совета со стороны, как это иногда происходит, – подчеркнула Наталья Стручкова. – Затем идет черед профориентации – тут студенту должен помочь университет».

Декан ФЛФ СВФУ Галина Жондорова добавила, что проблема плохой профессиональной подготовки еще кроется в нынешнем низком уровне грамотности молодежи. «В русском языке и филологии самое важное – это умение работать с текстом, грамотно писать. У нас в республике, к сожалению, происходит масштабное снижение практической грамотности населения, особенно среди подрастающего поколения – в итоге, к нам поступают абитуриенты, имеющие проблемы с элементарной грамотностью. Конечно же, в этом случае речи об идеальном знании специальности и быть не может».

Представители детских редакций вдобавок отметили, что в низкой грамотности молодежи также виноваты школьные учителя, которые для повышения шансов стимулирования своей заработной платы и дополнительных премий работают не со всем классом, а только с определенным кругом детей, на которых можно стопроцентно положиться – так называемыми «умниками и умницами». В итоге, оставшаяся часть класса, не имеющая особых успехов в учебе, просто выпадает из их поля зрения. В конечном результате портфолио пополняется грамотами и сертификатами только у определенных лиц, внеклассные занятия проводятся лишь со способными детьми и, как следствие, к концу учебы в школе уровень знаний у детей катастрофически разнится.

Студент не должен учить все подряд. Ему нужно прочувствовать особенности изучаемой науки и научиться самому добывать необходимые знания.

Заместитель директора по воспитательной работе Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Марк Егоров подчеркнул, что сейчас появилось новое поколение абитуриентов. «Я считаю, что мы работаем по старым программам – нам нужно пересмотреть психологические особенности детей, – поделился он. – Современные дети стали воспринимать окружающий мир лишь одним способом – визуально. И чрезмерное увлечение игровыми приставками и длительные просмотры развлекательных передач сыграли здесь не последнюю роль».

Итогом встречи стало заключение большинства присутствующих о том, что самое важное качество, которое должно быть у каждого абитуриента – это мотивация. «В университет нужно принимать мотивированных, а это качество необходимо прививать в школьный период», – подытожила доцент кафедры общей психологии института психологии Ксения Ким.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.