/ Татьяна Нохсорова

«Ватный» бизнес

«Вы, наверное, удивлены, что у нас нет ни рулонов, ни других образцов», ‒ говорит директор ООО «Вектор» по производству эковаты Дмитрий Солдатов и протягивает образец своего изделия в небольшом пластиковом контейнере. «Этим и привлекательна эковата – покупатель берет такой объем, который ему нужен, в итоге получает бесшовный утеплитель», – продолжает он. Свой бизнес Дмитрий начал сравнительно недавно, в августе 2014 года.

Он рассказал о том, чему за год его научила сфера предпринимательства, почему натуральные утеплители дома комфортнее и поделился мнением, нужна ли молодым бизнесменам финансовая поддержка.

Чем хороша эковата?

Сейчас сотрудников компании «Вектор» производят в одну смену две тонны эковаты. Создавая свое дело, Дмитрий Солдатов знал, что утеплители – востребованный материал для строительства домов на Крайнем Севере. Сельские территории развиваются, молодые семьи и местные жители активно строят новые дома, и в Якутске, столице республики, тоже весьма бурно идет застройка частного сектора. Как признается Дмитрий, свой дом он тоже утеплил эковатой. Как говорится, испытано на себе.

Эковата подходит для любых климатических условий и эффективна не только для теплоизоляции жилых домов, но и для производственных зданий: цехов, складов, гаражей. «Главное преимущество эковаты в том, что она не имеет определенной формы. После укладки принимает необходимый размер, используется без остатков, – объясняет Дмитрий Солдатов.

– Поэтому ее предпочитают покупать для строительства коммерческих помещений: клиентов привлекает ее безотходность и энергосберегающие свойства. Если человек строит коммерческое здание, он нацелен на получение прибыли и лишние расходы ему ни к чему. Любая экономия приносит прибыль, поэтому выгоднее покупать наш продукт, чем другие утеплители, после которых остается много обрезков». Конкуренция на рынке большая – для утепления домов в Якутии используют и базальтовые плиты, и минеральные утеплители, многие из которых производятся за пределами республики.

Материал оказался востребован не только жителями города, но и жителей дальних улусов, в том числе северных и арктических – ведь им особенно важно иметь теплый дом. Компания проводит мониторинг своей клиентской базы, следит за откликами покупателей. Пока разочарованных нет, наоборот, услышав положительные отзывы знакомых и друзей, за материалом приезжают новые клиенты. И спрос будет, так как частное строительство в Якутии развито и всегда будет востребовано, уверен директор. Уровень жизни в Якутии повышается, люди стараются обзавестись собственной землей, домом. «Каждый человек стремится к простору, хочет насладиться жизнью и творческой работой. Это самое важное в нашей жизни», – считает Солдатов.

Эковату изготавливают из бумажной макулатуры. Идею бизнеса Дмитрию подсказала прежняя работа: он давно работал в полиграфическом бизнесе, замечал, что в типографии остается много отходов бумаги – технологические обрезки, огромное количество приладочных экземпляров.

Отходы пошли на пользу – в «Векторе» изготавливают новый материал из переработанной макулатуры с применением антисептиков и антипирена. «Наш продукт – практически один из самых натуральных утеплителей. Бумага делается из дерева, и по теплофизическим свойствам эковата ближе всех к дереву», – говорит Дмитрий. Покупатели именно это и ценят – натуральные материалы «дышат», не выделяют вредных веществ, безвредны для долгой жизни в новом доме.

Все по ГОСТу

Сейчас в производстве занято пять человек: технолог, операторы и рабочий. Технолог отвечает за выполнение технических условий производства. «Вектор» вышел на объем две тонны в смену, наладив беспрерывный производственный процесс. От работников этот процесс требует точности, исполнительности, внимательности. Нужно тщательно следить за подачей материала, оборудованием, чтобы в результате получить качественный продукт – утеплитель должен быть высокого качества. Немалую роль играет физическое развитие человека. Будучи опытным работником производственной сферы, руководитель компании не чурается «черной работы». «Если руководитель знает свою работу изнутри, то ему легче давать поручения. Если возникают какие-то проблемы на производстве, сотруднику достаточно ответить ему: «Невозможно». А человек, вникающий в дело, может предложить свои способы решения этой проблемы», – считает бизнесмен.

Дмитрий предпочитает долго не говорить о планах и мечтах, он скромно говорит, что компания дальше будет развиваться: предстоит модернизировать оборудование, выпускать новую продукцию. «Нет смысла просто увеличивать объемы производства, хотя на первый взгляд, кажется, что это самый простой путь развития», – говорит он.

Кризис и малый бизнес

Экономический кризис коснулся всех сфер жизни, некоторые производственные компании были вынуждены сократить объемы или повысить цены, да и непроизводственные товары подорожали. Как кризис повлиял на развитие малых предприятий? Несмотря на весь негатив, с которым подается и воспринимается торжество кризиса, руководитель «Вектора» настроен оптимистично. Его компанию не миновали пертурбации в мировой экономике – поставщики сырья начали поднимать цены. Но молодая компания сейчас осознанно удерживает цены на прежнем уровне. «Любой кризис – это встряска для организма. В этом плане у него множество положительных моментов. Представьте, что человек живет монотонно, его действия повторяются, и в конце концов у него накапливается усталость. Кризис встряхивает его, заставляет по-новому посмотреть на жизнь. Я заметил, что во время кризисов рождаются новые компании. В этом и заключаются, наверное, плюсы этого явления в экономике, и от кризиса можно получить что-то хорошее. На мой взгляд, те, кто боится кризиса, зависят от чего-то», – рассуждает Дмитрий Солдатов.

Начинающие предприниматели редко начинают свой бизнес в сфере производства – к этому приходят либо бесстрашные, либо уже опытные специалисты. Их можно понять, говорит Солдатов – производство всегда подразумевает большие затраты, и до получения дивидендов и прибыли нужно потратить немало усилий, средств и личной энергии. Но у нашего героя, как он вспоминает, перед открытием своего дела страха и опасений не было. «Одним из трудных моментов в начале производства была доставка оборудования. Оборудование для изготовления эковаты специфичное, громоздкое, оно достигало в высоту почти пять метров. Его перевозка и установка были сложным процессом», – вспоминает Дмитрий.

Поддержка для старта

В начале деятельности компанию «Вектор» поддержала Венчурная компания «Якутия», выделив 15 миллионов рублей на ее развитие. «Оборотные средства нужны не только на создание, начало бизнеса, но и на его развитие. В этом плане финансовая поддержка венчурной компании оказалась как нельзя кстати – эти средства позволили нам выйти на производственные мощности, необходимые для устойчивого развития», – говорит директор компании. Он не сторонник позиции, что государство и финансовые институты обязательно должны помогать частным предприятиям. И без этих средств можно организовать успешный бизнес, но на его становление уйдет больше времени, считает Солдатов. Перспективным проектам, способным создать новые рабочие места и развить новые производства, поддержка необходима.
На вопрос, чему его научил опыт ведения бизнеса, Дмитрий Солдатов отвечает так: «Есть поговорка: «Занимайся любимым делом, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни», и я с ней соглашусь. Ведение бизнеса – это большая ответственность не только за себя, но и за других людей. Но с другой стороны, я думаю, огромный вложенный труд возвратится чувством независимости. Ведь к этому стремится любой человек – к независимости от заработной платы, начальника, внешних обстоятельств».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.