/ Ирина Охлопкова

Вопрос лжи

Вы когда-либо задумывались о том, говорит ли вам ваш собеседник правду? Или как выглядит со стороны человек, который старается обвести вас вокруг пальцев? «НУ_онлайн» беседует с преподавателями СВФУ о лжи среди товарищей-студентов и о том, какие случаи, связанные с враньем, больше всего запомнились им за время преподавательской деятельности.

«Использовать хитрые приемы – все равно, что рисковать жизнью людей»

Ахмед Варфоломеев, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и детской хирургии Медицинского института СВФУ

Не секрет, что попытки немного обхитрить преподавателя, списать или использовать шпаргалку имеют место быть в жизни каждого студента. За время моего преподавательского опыта я, конечно, единично, но сталкивался с подобным поведением.

Сразу хочу отметить, что весь процесс обучения в медицинском институте, как и во всех других, по крайней мере, точных направлениях, требует высокой сосредоточенности и стопроцентной отдачи со стороны студента. Все дисциплины настолько по-своему сложны и взаимосвязаны, что сразу видно, у кого какой пробел, кто в чем дает, так скажем, слабину.

Изучение медицины невозможно без досконального заучивания сложных терминов, процессов, явлений, патологий, так что полагаться на хитрые уловки практически невозможно. Я сразу могу узнать, например, на семинарах, устных экзаменах, владеет ли студент материалом или надеется на удачу.

Я всегда учу своих студентов быть добросовестными и ответственными, ведь в профессии медика полагаться можно только на собственные знания. Знания, которые помогут в будущем поддержать людей в трудной ситуации, вылечить больных, в конце концов, спасти человеческие жизни. Так что использовать хитрые приемы студенту-медику – это все равно, что рисковать жизнями людей. Наши студенты это хорошо понимают и поэтому стараются изо всех сил усвоить необходимый учебный материал, своими силами получать оценки, выигрывать в различных олимпиадах и конференциях.

«Миссия преподавателя – научить студента применять знания»

Ольга Кривошапкина, доктор педагогических наук, профессор Института естественных наук СВФУ

Думаю, каждый преподаватель сталкивался с такой ситуацией, когда студент при выполнении задания или на экзамене использует телефон или списывает у соседа по парте. При таком раскладе я обычно делаю замечания. Многие студенты после устного предупреждения не повторяют подобные действия.

Какие меры следует предпринимать в борьбе с хитрыми уловками? Уж точно не выставлять студента «врагом народа», и тем более, не выгонять из кабинета. Нужно уметь выстраивать со студентами доверительные отношения, понять, в чем они затрудняются. Ведь миссия преподавателя – не только научить студента правильно выполнять задания, но и уметь применять знания, полученные в процессе обучения. Тогда и студенты будут вовремя и безбоязненно спрашивать у преподавателя, как своего наставника, непонятный им вопрос, а не пытаться искать ответ в каком-нибудь Интернет-ресурсе.

Однажды, к примеру, один студент принес мне скачанную из Интернета работу. Невооруженным глазом было видно, что работа написана не его словами и не его манерой мышления. Самые правильные тезисы, доводы, доказательства, но работа чужая. Проверила в Интернете – все совпало! Тогда я эту скачанную работу не приняла, но дала студенту второй шанс. Поговорила с ним наедине, объяснила поподробнее тему и структуру его работы, и мы договорились, что в следующий раз он принесет более качественную и самостоятельно написанную работу.

«Стараться поймать студента на лжи – не мой стиль»

Марианна Куличкина, специалист управления научно-исследовательских работ, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью филологического факультета СВФУ

Мой преподавательский опыт показывает, что сегодняшние студенты очень амбициозные и добросовестные, нацелены на получение поистине твердых университетских знаний, которые они могли бы смело применять в своей будущей профессии. Студенты, у которых я преподаю, всегда стараются понять даваемый мной материал не только методом заучивания, но и активным участием в разного рода обсуждениях, практических занятиях и тематических мероприятиях. Как преподаватель, я с удовольствием поддерживаю их в трудных ситуациях, объясняю, что да как, стараюсь понять, в чем причина, к примеру, отсутствия на паре.

Студенты очень легко идут на контакт, если с ними обращаться не как взрослый с маленьким ребенком, стараясь любым способом доказать свою власть и преимущество, а как взрослый со взрослым. Важно понимать характер и способности человека. Я не говорю, что нужно лелеять каждого по отдельности, идти по любому поводу навстречу. Нет, наоборот, со студентами надо выстраивать четкие доверительные отношения. В конце концов, они – наши будущие коллеги, ведь у нас единая сфера интересов и изучаемых дисциплин.

Выслеживать, стараться поймать студента на ложь – не мой стиль. Да и студенты этим не злоупотребляют. Они всегда доказывают свою компетентность в процессе решения творческих задач, конкурсов. А на экзамене, в том числе и устном, списывать, тем более, из Интернета, просто нет смысла, так как весь материал, необходимый для успешной сдачи, крепко закрепился в памяти.

«Хитрости не помогут, если студент не владеет материалом»

Елена Владимирова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Финансово-экономического института СВФУ

Важно не то, подглядывает ли студент или нет, а то, владеет ли он информацией, умеет ли мыслить аналитически, высказывать свое мнение, доказывать, приводить аргументы. На своих лекциях и практических семинарах я требую у студентов, чтобы они активно участвовали в дискуссии, создавая условия для того, чтобы они могли не только слушать и машинально записывать, но и дополнять преподавателя своими интересными, как показывает практика, доводами и наблюдениями.

Конечно, знание теории – неотъемлемая часть в процессе обучения. Мне вспоминается один случай, который произошел довольно-таки давно и стал для меня неким уроком. Я преподавала в одной группе, где один студент отличался особым талантом дискутировать, владел красноречивым и убедительным словом, а экзамен по дисциплине сдать не смог. Это указывает на то, что с опорой на учебный материал человек как пять пальцев знает, о чем он говорит, а на бумаге написать конкретные факты из теории не может. Поэтому нужно создать систематизированные методы обучения, которые помогут студентам самим разрабатывать необходимый им материал.

Таким методом преподавания хорошо пользуется один мой студент, которому я однажды посоветовала заняться репетиторством, поскольку человек он и вправду эрудированный и способный к знаниям. Он говорит, что его не устраивают предлагаемые сегодня пособия, тесты по подготовке к экзаменам, поэтому создает для своих учеников уникальные задания, выполняя которые они учатся искать литературу и четко выстраивать логическую цепочку своих ответов.

А ведь бывает и такое, когда студент отвечает правильно, а сказать почему он так думает, не может. Поэтому тут никакие хитрости не помогут, если студент попросту не владеет материалом и ему нечего добавить от себя.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.