/ Айсен Протодьяконов

Воспитывать с рождения

Детство многие считают ключевым периодом в формировании личности человека. Проект СВФУ по воспитанию одаренных детей был разработан в 2011 году. Какое педагогическое и психологическое сопровождение дети получают на первых порах жизни, и что эксперты понимают под понятием «одаренный ребенок»?

На сегодня к программе присоединились 232 семьи из Якутии. Проект подразумевает медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение детей с внутриутробного периода до 17 лет. Специалисты признают, что амбициозная программа является экспериментальной, так как конечное слово остается за природой. Но кое-что программа все-таки может дать.

«Сейчас мы в основном стараемся привить определенные качества только после того, как дети уже выросли. Суть программы в том, чтобы воспитывать одаренных детей с самого начала их жизни», – говорит директор Педагогического института СВФУ Алексей Голиков.

Что общего у полководцев и олимпийцев

Как отмечает доцент кафедры начального образования Педагогического института СВФУ Александра Ларионова, человеческая одаренность является довольно широким определением, потому специалисты склонны его делить на общее и специальное. «Под специальным понятием мы понимаем музыкальную одаренность, например, а под общим – уровень развития личности в целом», – отмечает Александра Ларионова.

В СМИ часто акцентируют внимание на том, что проект начинается с медицинского сопровождения беременной матери, но на самом деле он направлен на предоставление помощи уже с момента создания семьи.

«Это очень важно иметь в виду, ведь самое главное – чтобы семья была полная и ребенок был желанным, – объясняет доцент. – Только тогда в семье четко и понятно распределяются роли, причем вопреки расхожему мнению воспитательную функцию выполняет отец, а мать должна дарить любовь».

По мнению эксперта, существуют определенные возрастные этапы, наиболее благоприятные для развития личности. Лучшей порой как раз считается период с момента рождения до 12 лет. «Ребенок как губка впитывает все, он не растет сам по себе. Потому перед молодыми семьями стоят большие задачи», – объясняет Александра Ларионова.

В данное время по данной программе уже начинают работать студенты СВФУ. В их задачу входит наблюдение и включение всех социальных институтов в эту программу. «В Усть-Алданский улус в рамках проекта выехала наша студентка, она будет не только заниматься с детьми, но и вести семейные проекты, – рассказывает эксперт. – Конечно, никто не знает, как все сложится, но в итоге личность должна быть разносторонней и активной».

Ключевая роль программы состоит в формировании стержневой личностной составляющей, где необходимо учитывать такие понятия как память, воображение, внимание, речь, мышление и воля. «Внимание и воля очень плотно связаны, потому что произвольное внимание на самом деле является огромным волевым усилием, – отмечает Александра Ларионова. – Произвольное внимание – это умение сосредоточиться. У любого олимпийца хорошая концентрация внимания на желаемом результате. Или, например, древние полководцы сутками сосредотачивали свое внимание на предстоящем бое. Они прошли те же самые пути развития, о которых мы сейчас говорим. Без этих качеств человек не станет ни олимпийцем, ни полководцем».

Споры вокруг «одаренности»

По мнению доцента кафедры дошкольного образования педагогического института Любови Андреевой, понятие «одаренный ребенок» довольно спорное, так как детям иногда многое дается природой, и всегда будут люди, которые без никакого сопровождения добиваются многого. «Никто ведь предположить не мог, например, что Георгий Балакшин будет олимпийским чемпионом, когда в детском возрасте он хулиганил и дрался с другими детьми на улицах Нюрбы. Но он ведь уникален, и Георгий это доказал», – объясняет Любовь Андреева.

«Цель проекта, конечно, не способствовать росту именно каких-то мировых звезд, мы хотим помочь в воспитании гармоничной и сильной личности, – отмечает доцент кафедры дошкольного образования педагогического института. – В идеале должна вестись работа со своими студентами. Мы хотим ввести дисциплину пренатальной педагогики, но пока специалистов нет, и мы ввели в учебный план дисциплину «Одаренные дети».

Современные дети развиваются гораздо быстрее, потому что изменилось отношение к воспитанию и молодым семьям известно гораздо больше, чем в те времена.

Самым большим плюсом реализуемой программы, считает эксперт, является тесная работа с родителями.

«Еще одна наша задача состоит как раз в подготовке детей к обучению в школе, мы должны тесно сотрудничать с нашими коллегами с кафедры начального образования, – отмечает Любовь Андреева. – Родители сами просят, чтобы мы помогли в подготовке ребенка к школе, а то современные дети могут прийти в первый класс и не уметь держать ручку. Сегодня эта тема очень актуальна, проблем ведь много. Дети становятся зависимы от информационных технологий и мало занимаются. Но вопрос даже не в том, что, возможно, люди и времена меняются. Ведь жизненные основы остаются неизменны: любовь, дружба и умение получать знания».

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.