/ Туяра Павлова

Взрослый выбор

В нашем обществе студенты – это, как правило, юноши и девушки до 25 лет. Однако за рубежом среди учащихся высших учебных заведений нередко можно встретить людей, перешагнувших 30-летний рубеж. Старший преподаватель кафедры общей психологии Института психологии СВФУ Полина Алексеева разбирается, какие сложности могут возникнуть у таких студентов.

По информации департамента по обеспечению качества образования СВФУ, студентов старше 35 лет в нашем университете – 128 человек. Лидер по числу таких студентов – медицинский факультет (42 человека). Это, впрочем, нисколько не удивляет, о длительности и серьезности обучения врачей рассказывать не приходится. Почетное второе место в этом рейтинге принадлежит институту языков и культуры народов Северо-Востока РФ (30 человек). Наконец, на третьем месте – педагогический институт: здесь обучается 12 студентов старше 35 лет. Речь идет, подчеркнем, лишь о студентах очной формы обучения.

Кстати, среди студентов-очников, перешагнувших 35-летний рубеж, есть и преподаватели нашего университета. Например, Владимир Панков, преподающий на автодорожном факультете, или Елена Ноева, которая ведет дисциплины, связанные с налогами и налогообложением на финансово-экономическом факультете. Оба являются студентами магистратуры второго курса и, несмотря на очень плотный график и обилие дел, своим выбором довольны.

Современная вариативная форма обучения, личностно-ориентированный тип образования и увеличение значимости самостоятельной работы студентов открыли возможности совмещения учебы и работы. Этот фактор, безусловно, для многих является решающим. В некоторых случаях, однако, заниматься всем не получается. Студент второго курса медицинского факультета Иван Давыдов признается, что большую часть времени он проводит на учебе, и на постоянную работу времени не остается.

Вчерашние школьники могут просто не быть заинтересованными в общении с человеком, у которого круг интересов совсем другой

Часто люди идут учиться для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, либо для того, чтобы переквалифицироваться. Нередко желание отучиться после 30 лет связано с целью осуществления своей мечты – такое присуще для творческих специальностей. Возрастные студенты, например, в театральных или музыкальных вузах – совсем не новость.

Какой бы ни была причина поступления в университет, решение идти учиться, как правило, дается нелегко. Многим, помимо работы, нужно совмещать учебу с семейными хлопотами и общением с детьми, так что без поддержки семьи в таком деле не обойтись. «Откровенно говоря, учиться тяжеловато. Времени на близких почти не остается, поскольку после работы я допоздна учусь. И помимо этого ведь нужно делать домашние задания и СРС, – рассказывает о студенческом быте Елена Ноева. – Тем не менее, учиться очень интересно, так что я не жалею, что решилась на это».

Психолог Полина Алексеева подчеркивает, что сложности могут возникнуть не только из-за нехватки времени и сил на совмещение работы и учебы, но и в отношениях с однокурсниками. Могут сказаться разница во взглядах, в интересах, в жизненном опыте и других факторах. Вчерашние школьники могут просто не быть заинтересованными в общении с человеком, у которого круг интересов совсем другой.

Времена меняются – сейчас студентом, перешагнувшим категорию «молодежь», не удивишь

Однако встречается и обратная ситуация – иногда старший по возрасту однокурсник становится авторитетным лидером в компании, который демонстрирует более рациональное отношение к источникам стресса и взвешенное отношение к жизни. Целеустремленность и опыт таких студентов могут стать примером для окружающих. Если речь идет о продолжающих образование людях, они, как правило, имеют за плечами опыт работы, и процесс обучения рядом с ними проходит интереснее.

Согласно концепции советского психолога Бориса Ананьева, студенческий возраст является периодом наибольшей пластичности психических функций, восприимчивости ее к внешним влияниям, оптимума развития интеллекта. Поэтому направленность на учебно-профессиональную деятельность способствует формированию профессионального мышления. А студент зрелого возраста находится на этапе стабилизации психических функций, у него сформировалось мировоззрение, и у него могут быть некоторые сложности в формировании профессиональной идентичности, профессионального мышления.

Отличительная черта студента зрелого возраста – наличие четкого представления о том, чем он или она хочет заниматься в жизни. Как правило, у него есть среднее специальное или начальное профессиональное образование, есть опыт работы, знание собственных сильных и слабых сторон. Кроме того, добавляет Полина Алексеева, такие студенты стремятся как можно быстрее получить диплом – они не суетятся ради высоких отметок, главное для них – вовремя сдать зачеты, экзамены и получить заслуженный диплом. Молодым людям, порой чрезмерно преувеличивающим значение «пятерок» и ставящим цель получение диплома с отличием, есть чему поучиться у старших товарищей.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.