/ Андрей Лупанов

Заметки: по пути в дальневосточный Сан-Франциско

Якутия является одним из самых изолированных и труднодоступных регионов России. В царские времена наш северный край даже называли «тюрьмой без решеток». С тех пор утекло немало воды, но транспортный вопрос, как и 200 лет назад, не утратил остроты проблемы.

Следствием нашей труднодоступности стала и дороговизна туризма, ведь чтобы выбраться на юга, нашему собрату-якутянину нужно выложить кругленькую сумму за авиабилет до Большой земли. Но где наша не пропадала! Ведь кроме цивилизованного «путевочного» туризма есть и его «дикая» разновидность.

Куда ехать?

Пожалуй, это первый и самый важный вопрос, встающий перед любым туристом-«дикарем». Конечно же, на море! Но поскольку ближайшее к нам море Лаптевых по понятным причинам не входит в список туристических объектов, мой выбор пал на Японское море и город Владивосток. Средством передвижения к намеченной цели стал четырехколесный друг человека – автомобиль. Ну и пару попутчиков, чтобы нескучно было.

Путь из Якутска во Владивосток пролегает по трем федеральным трассам общей протяженностью примерно в 3 200 км. Дорога до Верхнего Бестяха и паромная переправа прошли гладко. Но приключения начались уже на правом берегу Лены сразу же после Качикатцев.

Федеральная трасса М-56 «Лена» на большей своей части является таковой только по названию – обычная грунтовка, по каким в деревнях катаются. Из трех суток затраченных на путь к морю, два дня мы ползли именно по трассе «Лена».

Негативные впечатления от якутских дорог только усилились после их сравнения с федеральными трассами М-58 «Амур» и М-60 «Уссури». Это небо и земля, складывается ощущение, что попал в другую страну – за сутки мы преодолели Амурскую область, Еврейский автономный округ, Хабаровский и Приморский края. А еще говорят, что в России дороги плохие.

Пункт назначения

Владивосток, который когда-то называли не иначе как «дальневосточным Сан-Франциско», встретил нас ярким солнцем, соленым воздухом и гигантскими автомобильными пробками. Город расположен ярусами на холмах, поэтому ходить пешком там довольно утомительное занятие, приходится то подниматься в гору, то спускаться. Сразу бросается в глаза то, что Владивосток соседствует с Поднебесной: на улицах много китайцев, как туристов, так и гастарбайтеров, на стенах есть объявления на китайском языке. Много китайских ресторанчиков, один из самых распространенных продуктов в которых – морской гребешок.

Центральная улица Владивостока, Светланская, получила свое название в честь моряков с фрегата «Светлана», которые в середине XIX века построили одну из первых улиц в городе. Гулять по центру Владивостока – сущее удовольствие. Обязательно стоит посетить подводную лодку-музей «С-56», фонтаны на набережной, парк. А вот куда соваться не стоит, так это на Чуркин – один из самых криминогенных районов Владивостока, где легко найти «приключения» себе на голову. Этот исторически сложившийся район был так назван в память о прапорщике Павле Чуркине, который в XIX веке проводил замеры глубин в окрестных бухтах.

Теперь несколько слов о городском транспорте, он представлен в основном автобусами, в отличие от наших ПАЗиков во Владивостоке они большие и просторные, как «Икарусы». Трамвайные линии в городе в основном демонтированы, осталась одна небольшая ветка длиной 2,5 км в районе улицы Луговой. Та же печальная участь постигла и троллейбусы. Также Владивосток – единственный из городов российского Дальнего Востока – обладает таким видом общественного транспорта, как фуникулер.

Море-море, мир бездонный

Залив Петра Великого – крупнейший в Японском море, именно на его берегах расположен Владивосток. Вода в бухте Золотой Рог, находящейся в черте города, сильно загрязнена нефтепродуктами из-за расположенного тут морского порта, купаться там давно нельзя. Поэтому мы облюбовали западное побережье залива в районе поселка Береговое, на противоположной от Владивостока стороне. Между поселком и городом курсирует пассажирский катер, так что до цивилизации рукой подать, всего 40 минут морем через залив. Вообще на юге Приморья много баз отдыха и пляжей, наиболее популярные из них находятся в поселке Ливадия, находящемся недалеко от Находки.

Сразу отмечу две главные напасти пляжей южного Приморья. Во-первых, стоит остерегаться ядовитых медуз-крестовиков, хоть и встречаются они в прибрежных водах нечасто, но контакт с ними может вызвать болезненные химические ожоги. От обычных безобидных медуз они отличаются тем, что внутри их прозрачного тела виден крестообразный рисунок. Во-вторых, в залив Петра Великого из Тихого океана неоднократно заплывали белые акулы, те самые, про которых был знаменитый фильм Стивена Спилберга «Челюсти». Поэтому все пляжи там огорожены специальными «противоакуловыми» сетками. Кроме того, в Приморье водятся ядовитые гадюки, поэтому по лесу нужно гулять с осторожностью.

Добавлю и несколько слов о климате. Разгар лета в Приморье приходится на август месяц, до этого же часто бывают дожди, влажность очень высокая. Морская вода в августе, который считается самым купальным сезоном, довольно прохладная, но все-таки несколько теплее, чем у нас на Лене.

Что следует знать, если вы поехали на море «дикарем»

Собираясь в путь-дорогу, купите автомобильный атлас. Не стоит полностью полагаться на GPS-навигатор. У нас в пути он сломался, поэтому ехать пришлось по встроенному в сотовый телефон GPS – ориентироваться по трассе еще было возможно, но в больших городах (Хабаровске и Владивостоке) он начинал беспощадно врать.

Учитывая, что треть пути пролегает по территории Якутии с ее бездорожьем, обязательно нужно иметь в багажнике запасное колесо, а лучше – два. К тому же по возвращении в Якутск машину пришлось сдать в автосервис – чинить «убитую» ходовую часть и менять стойки. «Спасибо» большое за это федеральной трассе «Лена»!

Едой стоит запастись впрок еще дома, потому как питаться в придорожных харчевнях дорого, 500-600 рублей в день на человека выходит даже без особых изысков.

Будьте готовы, что затраты на бензин будут вашим самым тяжелым финансовым бременем. У нас для легковой японской иномарки, учитывая среднюю цену в 45 рублей на литр топлива, вышло примерно 26 000 рублей на всю поездку.

Главные плюсы «дикого» туризма заключаются в его экономичности и возможности путешествовать в те места, которые вы выберете для себя самостоятельно, а путешествие на автомобиле позволит увидеть много нового и интересного, понять, насколько большая наша страна.

Если же вы не склонны тщательно продумывать все наперед (а все необходимое придется везти с собой) и не готовы к некоторым бытовым трудностям, как ночевки в машине на трассе или в палатке в лесу, то лучше обратитесь к туроператору. Но лично для меня никакие четырехзвездочные отели и групповые экскурсии не смогут заменить этого незабываемого чувства свободы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.