/ Нина Керемясова

Зарубки на память. Правила жизни Николая Самсонова

Завтра, 28 мая, исполнится два года, как нет с нами Николая Георгиевича Самсонова, легендарного человека, воина, бессменного преподавателя старославянского языка. В память о нем мы пролистали газетные публикации, в которых Николай Георгиевич оставил нам свое завещание − мысли о том, какими он хотел нас видеть…

О надежности

Чем дольше живешь на свете, тем с большим уважением относишься к надежным людям. Может быть у других иначе, а вот у меня – так. Смолоду помню: так тянешься к самым острым умам, так высоко ценишь независимость суждений, так завидуешь чьему-то искусству собирать людей вокруг себя, веселить их, быть им интересным. А позже начинаешь отличать подлинные ценности от мнимых и к внешнему блеску относишься все спокойнее и ровнее.

На работе надо работать. И хорошо, когда рядом надежные люди, знающие дело, верные слову и неспособные подвести товарищей. Иначе все идет наперекосяк: план выполняется дорогой ценой, обязательства – под угрозой. Ведь если кто-то свое дело делает неумело и не стремится овладеть мастерством, опаздывает, теряет попусту время, значит, кто-то другой должен брать на себя большую нагрузку, нервничать и уставать.

Ненадежные люди эгоистичны. Они позволяют себе быть ненадежными, им так удобнее и проще, они к себе снисходительны, они себя щадят. А ведь все это за чей-то счет.

Есть слова, которыми мы привыкли обозначать человеческую надежность: «Я пошел бы с ними в разведку». Эти слова с полным правом могу повторять и я, человек, прошедший две кровопролитные войны разведчиком. Ведь в острой, пиковой ситуации в самом деле все человеческие качества виднее, четче. Но внимательному взгляду, я думаю, видны они и в повседневной, будничной, обыкновенной жизни. Жить с ними бок о бок – большое счастье. Приходя поутру на работу, с удовольствием смотрю в чудесные глаза, которые ничего не прячут, и пожимаю надежные руки.

О воспитании

У нас как-то сдвинулись представления о долге, чести, морали: скромность и порядочность перестали быть достоинством. Скромных и порядочных людей считают не умеющими жить, крикуны и демагоги нередко в почете. Они нередко становятся «заступниками» народа, играют на темных сторонах человеческого сознания. Грубость и хамство процветают, и это нередко выдается за деловитость, желание навести порядок.

Многие ребята сегодня предоставлены сами себе, они безнадзорны, собираются в стаи, где проходят «школу жизни». Что будет с ними завтра – никто не знает, даже родители.

Когда душа пуста – ей скучно. От нечего делать, «просто так» совершаются гнусные, бессмысленные, дикие поступки. Опустошенная душа не знает ни жалости, ни совести, ни покаяния.

Так и хочется крикнуть: «Родители, очнитесь, оторвитесь от своих дел, подумайте, давно ли вы покупали или читали своему ребенку книжку, говорили с ним по душам. Займитесь полезным делом, дайте детям «зарядку» для ума и души, поощрите за хорошие дела и поступки, развивайте их склонности».

Правительство понимает, что нельзя жалеть деньги на три приоритета: образование, культуру и науку. Помогает нам и церковь. Заповеди добра, милосердия, морали все больше притягивают к себе людей. Только согласие в обществе, усилия всех и каждого, консолидация здоровых сил помогут нам в борьбе за духовность и культуру народов нашей многонациональной республики. У нее огромный духовный потенциал.

О сквернословии

Сквернословие – показатель низкой культуры, духовной пустоты и распущенности, отсутствия тормозов, забвения высокого предназначения человека. Страшные по своей грубости и цинизму слова произносят не бывшие зеки, а мы с вами.

Мат, ненормативная лексика, черное слово сегодня, как мне кажется, превратились в национальное бедствие. Русский мат невероятно живучий и липучий, как зараза, захватил многие слои общества: ругаются в автобусах, на дискотеках, в компаниях, в коридорах учебных заведений. Мат как будто вырвался из своих резерваций (чисто мужских компаний, цеха, взводов) и вышел на широкую дорогу. Вся наша атмосфера загажена матом.

О языке

Не секрет, есть еще деструктивные силы, которые, играя на национальных чувствах людей, хотят дестабилизировать обстановку в стране, посеять вражду между народами, провоцировать беспорядки на национальной почве и раздробить страну на отдельные самостоятельные национальные образования.

Русский язык играет важную роль в обеспечении консолидации, единства и культурного развития народов России, в сотрудничестве с народами СНГ и Балтии, с мировым сообществом вообще. Выполняя интеграционную функцию, он является важным средством выполнения, государственности, обеспечения культурного и хозяйственного развития страны, помогает укреплять дружбу между народами всех наших республик.

Я убежден: язык языку не враг. Язык по своей природе является средством единения, а не разъединения, общения людей в процессе совместного труда ради создания материальных и духовных ценностей. Знание языков сближает народы.

Язык межнационального общения не подменяет и не заменяет языков этнических общностей – национальных языков, а, обслуживая народы России, функционирует во взаимодействии с ними. В жизни каждого народа два языка – национальный и русский – выполняют разные, но одинаково важные функции: один является незаменимым средством внутринационального общения, другой же – их межнационального общения, поэтому они жизненно необходимы.

В родном языке сохраняется вся многовековая история, духовная и материальная культура, даже характер, нрав народа. Язык может рассказать о территории, которую занимали его создатели и носители, о путях их перемещений, об их связях с соседними племенами и народностями.

Народ может быть многочисленным или малочисленным – это количественное измерение. Родной язык таким измерениям не подлежит – он всегда великий. Он – образ колыбели, родного очага, Отечества.

От глобализации нам сегодня никуда не уйти – ею охвачен весь мир. Поэтому нам необходимо встретить ее во всеоружии, подготовленными, чтобы свести к минимуму негативные процессы глобализации. Следует придерживаться принципа – сотрудничать с другими, впитывать все лучшее, что есть в мире, и сохранять все замечательное, что есть у нас.

О равнодушии

Самое большое зло – человеческое равнодушие, именно оно заставляет нас закрывать глаза на многие безобразия и беззакония, творящиеся вокруг нас, проходить мимо беды человеческой и не оказывать помощь близким. Мы часто равнодушны к чужому горю, к бедам пожилых людей, разрушающимся памятникам культуры, к запустению кладбищ, к прозябанию библиотек и разгулу секса, к загрязнению природы… Мы равнодушны, когда проходим мимо продавца, продающего несовершеннолетним горячительные напитки, табак, не сделав замечание, не остановив его.

Люди, давайте не будем равнодушны и не будем проходить мимо того, кто нуждается в нашей помощи с мыслью в голове: «Это нас не касается». Может быть, тогда жить станет легче и безопаснее.

О хамстве

Нрав хама зиждется на убогой, примитивной и враждебной человеческому сообществу психологической установке: делаю так, как моя левая нога захочет, как мне, исключительному и достойнейшему, удобнее и приятнее – мне дозволено все.

Не стоит думать, что хам – это всегда дикарь, грубиян. В последние годы появилось, как это ни парадоксально, особое, утонченное хамство. Например, официально лицо говорит нам: «Сейчас не могу, оставьте телефон, я вам перезвоню». Вы можете ждать хоть до Страшного суда – не позвонит, ибо он хам, его задача – отделаться от вас и вашего дела.

Ребенок, видящий корректных, благовоспитанных родителей, и в глухом лесу будет бегать с огрызком яблока в руке и спрашивать: «Мама, а где здесь урна?»

Необходимо создать атмосферу нетерпимости, вычленить хама из нашего сообщества, чтобы он не героем себя чувствовал, не суперменом, которому все сойдет с рук, все дозволено, все можно, а именно серым хамом, изгоем, ихтиозавром в пересыхающем море прошлого.

Н.Г. Самсонов награжден орденом Славы III степени, медалями «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями, медалью «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», болгарской медалью «1 300 лет Болгарского государства», чехословацким Почетным знаком «За дружбу», Почетной грамотой Президиума Верховного Совета ЯАССР, является заслуженным деятелем науки ЯАССР, отличником высшей школы СССР.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.