/ Гаврил Семенов

Такси в Якутске: прогресс против традиций

С появлением интернет-служб вызова такси количество игроков сфере перевозок сократилось, но конкуренция обостряется. Если три года назад в городе Якутске было зарегистрировано более ста служб такси, то в 2015 году официально действует около двух десятков.

Новое изобретение велосипеда

Как отмечала газета «Наш университет» в первом номере 2016 года, в Якутии особой популярностью пользуется мобильное приложение inDriver-сервис, выступающее альтернативой таксомоторным службам. Согласно данным AppStore и Google Play, приложение установлено в смартфонах более миллиона пользователей.

По словам создателей, проект возник в социальных сетях как народный ответ службам такси, которые в новогодние каникулы 2012 года подняли тарифы на 50%. Сообщество «Независимые водители», как оно называлось ранее, летом 2013 года продолжило развитие как приложение для мобильных устройств inDriver. Сервис стал коммерческим: водители теперь связываются с клиентами не через социальную сеть, а через приложение, которое выступает посредником между ними. Схема позволила авторам сервиса требовать отчисления от водителей и вводить правила, контролируя поток водителей и пассажиров.

Недавно у inDriver в Якутии появился конкурент – служба заказа такси «Максим». Имея штаб-квартиру в городе Кургане, сервис охватывает 122 города в шести странах. Так же как и якутский аналог, курганский проект имеет более миллиона скачиваний в магазинах приложений.

Со своим уставом – на чужой рынок

Сама идея мобильного приложения, позволяющего вызвать машину, не нова. Сервис Uber, первый среди подобных программ, начал работу в 2009 году в Сан-Франциско как стартап по вызову личного водителя с автомобилем представительского класса. Спустя три года создатели увидели потенциал и расширили список доступных машин в сторону эконом-класса, заметно увеличив количество клиентов. В настоящий момент Uber работает в 60 странах и постоянно конфликтует с местными властями и классическими таксомоторными службами, которые обвиняют сервис в организации незаконных перевозок.

С такими же проблемами столкнулся inDriver в Якутии и других регионах. Владельцы официальных таксомоторных служб сетуют, что проект сдерживает рыночные цены на перевозку пассажиров и таким образом рушит бизнес, делая нерентабельными законные службы такси.

Предприниматели жалуются на «независимых водителей» в федеральную антимонопольную службу и прокуратуру.

«Большинство перевозчиков, зарегистрированные в inDriver, не платят налоги, – говорит руководитель одной из городских служб такси Елена. – Бюджет города и республики не получает налогов от водителей этого проекта, а моя фирма платит в бюджет около 100 тысяч рублей каждый месяц. Кроме того, каждый день водитель официальной таксомоторной службы проходит медицинский осмотр, машина проверяется на исправность, пассажиры застрахованы. inDriver выбирает тот клиент, кому важна цена поездки и скорость подачи автомобиля, но не свое здоровье и безопасность».

2 (2)
Представители inDriver перекладывают ответственность за налоги на водителя. «Если водитель подвозит людей пару раз в месяц по дороге – это не предпринимательская деятельность. Остальным мы рекомендуем регистрироваться как ИП», – говорит руководитель inDriver Арсен Томский. Компания также отвергает обвинения в недостатке безопасности. «С февраля 2015 года мы проверяем каждого водителя, проходящего регистрацию. Кроме того, приложение имеет такие функции, как вызов женщину-водителя, фильтр по рейтингу и стажу работы, систему возврата забытых вещей клиентов», – говорят в компании.

Представитель службы заказа такси «Максим» Павел Стенников утверждает, что по сравнению с таксопарками интернет-сервисы по вызову авто дают не меньше гарантий безопасности: «Опыт показывает, что водители на личном транспорте работают аккуратнее. Кроме того, они работают столько, сколько им нужно, больше отдыхают от дороги. В случае грубых нарушений договор расторгается. Для многих водителей это хлеб».

Бой с тенью

По данным Окружной администрации г. Якутска, нелегальная перевозка пассажиров находится на втором месте по частоте незаконной предпринимательской деятельности после оптово-розничной торговли.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РС(Я) Семен Винокуров в августе 2015 года заявил, что таксомоторный бизнес уходит в тень, либо вовсе закрывается. В министерстве не исключили, что ситуации могла способствовать организация услуг такси через интернет. «Рынок такси не спешит легализоваться. Мы, как контрольный орган, по законодательству не можем проверить нелегальных перевозчиков. Необходимо создать правовое поле для всех участников», – отмечал министр.
Юридически inDriver и «Максим» не являются таксомоторными организациями и не имеют в штатах водителей такси. Компании оказывают информационные услуги – формируют базу данных заявок на перевозки и обеспечивают к ней доступ независимым перевозчикам в соответствии с законодательством РФ. Власти пытаются бороться с сервисами обходными методами.

В июле прошлого года Управление Федеральной антимонопольной службы по обращению Минтранса республики признал незаконной рекламу inDriver. Решение было вынесено на основании того, что согласно рекламному законодательству, не допускается реклама товаров, реализующихся без наличия соответствующей лицензии. В декабре Арбитражный суд отменил это решение. Суд указал, что inDriver не осуществляет деятельность по перевозке и объектом рекламы являются не услуги такси, а мобильное приложение. Сейчас дело находится в апелляционной инстанции.

Запреты достигли больших успехов в Амурской области – в отношении службы заказа такси «Максим». В октябре компании было запрещено привлекать к своей работе водителей, не имеющих лицензии такси. А в марте белгородский областной суд и вовсе запретил «Максим» деятельность в Белгороде, но в октябре компания добилась разрешения.

3
В мае 2015 года глава Якутска Айсен Николаев заявил, что в недостаточном пресечении деятельности нелегалов виновата разобщенность действий правительственных структур. «Несогласованность муниципальных, республиканских и федеральных структур приводит к тому, что нарушители закона вольготно чувствуют себя на территории города», – сказал тогда мэр и призвал к скорому созданию межведомственных комиссий.

В ноябре была создана так называемая межведомственная группа по борьбе с нелегальными таксомоторными организациями, в которую вошли представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и Росавтотранснадзора. Комиссия проводит «облавы» на водителей без лицензии и штрафует их на сумму 5 000 рублей на основе статьи 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях за «перевозку пассажиров и багажа автомобилем, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

Сотрудники полиции также проводят так называемые контрольные вызовы, но привлекают нерадивых водителей к административной ответственности уже согласно статье 14.1.2 «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии», что влечет штраф уже в 50 тысяч рублей. Такой крупный штраф водителям грозит в том случае, если суд докажет систематический характер нелегального заработка. Пресс-службы обоих ведомств подчеркивают, что осуществляют контрольные вызовы через приложение inDriver.

По словам пресс-секретаря inDriver Надежды Алексеевой, создание подобной комиссии было ожидаемым ходом властей, но компания не понимает ее методов: «Мы поддерживаем стремление водителей к получению лицензий. Однако нам непонятно, каким образом проведение контрольных вызовов может помочь водителям выйти на легальный рынок. Кроме того, комиссия сосредоточила свое внимание на пользователях нашего сервиса, игнорируя другие аналогичные приложения и сами таксомоторные службы».

Выход из положения

По подсчетам газеты «Эхо столицы», минимальная сумма, которую придется выкладывать оформленному по всем правилам водителю inDriver, – 37 253 рубля ежегодно. Сумма включает все налоги, лицензию, страховку. Однако легализация, как выяснилось, также может быть сопряжена с проблемами.

В декабре 2015 года прокуратура выявила множество нарушений в работе Министерства транспорта и дорожного хозяйства республики. Как выяснила проверка, выдача разрешений проходила с задержкой сроков (до 70 дней вместо 30), в отношении одного авто выдавалось несколько лицензий, одобрение происходило без проверки достоверности сведений, представленных заявителями. Для сравнения, интернет-агрегатор «Яндекс.Такси» привлекает только водителей с разрешением на деятельность в качестве такси и сверяет их данные по государственным базам.

16 сентября прошлого года депутаты Госдумы в первом чтении одобрили законопроект об ужесточении наказания за нелегальные услуги такси. Предполагается снижение штрафов по отношению к таксистам, работающим на законных основаниях, в пять-шесть раз (с 30-50 тысяч рублей до 5), и увеличение штрафов для такси, работающих без лицензии (до 30 тысяч). Депутат Вячеслав Лысаков, автор законопроекта, дал следующий прогноз: «Закон поменяет легалов и нелегалов местами».

Автор иллюстрации: Алдан ЛУКАЧЕВСКИЙ, редакция новостей СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.