/ Ульяна Евсеева

Традиционное табу на сексуальные темы лучше всего проявляет себя тогда, когда возникает необходимость поговорить об этом с детьми. Образный язык ничего не объясняет, а медицинские факты слишком сложны для понимания…

Когда один московский студент выложил в сети фотографии вузовских лекций по половому воспитанию, пользователи стали всячески высмеивать учебное заведение, мол, нашли чему учить.

Тем временем российские педагоги бьют тревогу насчет информированности молодежи в вопросах пола и сексуальных отношений. Итоги исследования (ВЦИОМ, от 14 ноября 2013 года), проведенного в российских вузах среди 15 тысяч студентов из 38 вузов, показывают, что студенты имеют лишь поверхностное представление об основах полового воспитания. 51,3% опрошенных студентов первые знания о половом воспитании узнали от своих сверстников. По вопросу о вступлении в половую связь 45,5% опрошенных юношей и 26,8% девушек считают, что проживание неженатых и незамужних под одной крышей более соответствует современному образу жизни.

Психологи называют студенчество «периодом сексуальной свободы». Исследователи центра психологической поддержки «Развитие» СВФУ объясняют это тем, что при поступлении в вуз студент зачастую попадает в ситуацию сексуальной свободы вследствие стихийного выбора адекватного сексуального поведения. Это происходит из-за того, что:
а) у студентов первого курса происходит значительное ослабление мотивации учения, отпадает потребность в ежедневных сверхнапряжениях, связанных с учебой. Периоды усиленной интеллектуальной подготовки случаются два раза в год – в период сдачи экзаменов; необходимость в сублимации сексуальности отпадает;
б) многие студенты оказываются вне контроля родителей, «вырвавшись на свободу», оценивают ее как раскрепощение сексуальности;
в) часть студентов присоединяются к другим, с целью самоутверждения в коллективе; если в этой группе принято свободное проявление сексуальности, то новый студент принимает установки данной группы;
г) большинство студентов на первом курсе отмечает свое совершеннолетие, и это также для некоторых становится символом снятия запретов на проявление сексуальности.

Как говорится, все мы родом из детства, и воспитанием – любым – нужно заниматься с детского возраста. Насчет полового воспитания одни считают, что нужно «этому» учить/воспитывать только дома, в кругу семьи, другие уверены, что этим вопросом более компетентно займутся образовательные учреждения – школы, вузы. Также есть мнение о самовоспитании: повзрослеет – узнает обо всем сам.

«Именно родитель обеспечивает деликатность, в меру откровенность и своевременность интимного разговора»

Дом – интимная зона человека. В том, что родители сами говорят с ребенком «об этом», есть неоспоримые преимущества. «Именно родитель обеспечивает деликатность, в меру откровенность и своевременность интимного разговора», – рассказывает кандидат психологических наук Мария Нафанаилова. – Только они могут рассказать о своем опыте первых свиданий, об ухаживаниях, тем самым наделяя секс высшими чувствами. Только родитель можете понять своего ребенка, снять его волнения и страхи, ответить на наболевшие вопросы в ситуации «здесь и сейчас».

«В детсадовском возрасте ребенок начинает интересоваться своими половыми органами. Ему так же интересно рассматривать чужие, особенно не такие, как у него. Наблюдаются игры в «доктора и пациента» с непременным раздеванием последнего или же ситуации, когда один ребенок стаскивает с другого трусы. Хоть эти действия и принимаются взрослыми за мастурбацию или же нечто извращенное, на самом деле «сексуальной подоплеки» в нашем, взрослом понимании, в них тоже нет. Вчера ребенок рассматривал божью коровку, а сегодня – свои половые органы. Это нормально! Ребенок продолжает изучать устройство мира. Не нужно ругать и наказывать малыша за его «умозаключения». Ребенок подумает, что в этом есть что-то грязное и стыдное. Просто скажите: «Знаешь, это не принято, вот так показывать всем свои интимные места. Ты когда-нибудь видел, чтобы папа или мама так делали? Нет. Вот и ты так не делай». В этом возрасте малышу достаточно услышать, что есть такое правило» Мария Нафанаилова, кандидат психологических наук

«Если мы не будем заниматься половым воспитанием детей, этим займутся их сверстники»

В советские годы в школах тема секса полностью игнорировалась: не было упоминаний ни о контрацепции, ни о заболеваниях, передающихся половым путем. В наше время в российских школах в рамках курса анатомии о сексе тоже не говорят. Иногда эту тему затрагивают на уроках ОБЖ – основ безопасности жизнедеятельности.

Выпускница Санкт-Петербургского государственного педагогического университета имени Герцена Ирианна Платонова свою дипломную работу посвятила теме образовательных программ по половому воспитанию старшеклассников. «Я за половое просвещение – именно за половое, а не за сексуальное», – убеждена она. Она отметила, что многие путают эти два понятия. Психолог говорит, что у каждого ребенка свой порог вхождения в пубертатный период, но приблизительно с 13-14 лет нужно с ними начинать беседы «о сексуальной жизни».

В свою очередь классный руководитель, педагог-воспитатель школы №17 города Якутска Клавдия Иванова уверена: если взрослые не будут заниматься половым воспитанием детей, то они станут для ребенка неавторитетными в этом вопросе, и этим будут заниматься их сверстники, имеющие «большой опыт в таких делах». Педагог подчеркнула, что половым просвещением надо заниматься «профессионально, очень филигранно, очень ювелирно, чтобы не навредить детской психике».

Психолог Ирианна Платонова рассказала, что все родители делятся на четыре категории. К первой относятся те, кто вообще избегает разговоров о сексе, они преподносят секс, как нечто пошлое и грязное. Дети у таких родителей впоследствии часто имеют проблемы в сексуальной жизни. Родители следующей категории готовы говорить о сексе, но они стесняются. Такие родители поговорят с ребенком на щекотливую тему, если только ребенок сам спросит о ней. Третья категория – это «очень опасные родители», считает специалист. Они, наоборот, сами проявляют инициативу и информируют ребенка о своей личной жизни. Более оптимальный вариант, по мнению психолога, это когда есть независимые люди (сексологи и психологи), которые могут очень интеллигентно рассказать об отношениях между парнем и девушкой и о том, что такое любовь, но никак не о сексе. «Тема секса должна быть пограничная, ее нужно слегка касаться, но она должна быть», – уверена Платонова.

Психолог добавила, что нельзя вырвать ребенка из той жизни, в которой он живет, и сексуальная культура сегодня уже не такая, какая была во время наших родителей. Если ребенок не будет ничего знать об этом, уверена эксперт, он не будет адаптирован к условиям жизни в обществе и может стать «жертвой беременности и венерических заболеваний».

«Говоря с ребенком о сексе, взрослые дают ему установку: можно»

О такой возможной гипотезе говорит Любовь Аргунова, семейный педагог, инициатор Центра культуры семьи при Академии духовности РС(Я). «Это фактически провокация ребенка на блуд», – считает она. Поэтому, по ее мнению, взрослым людям вообще нельзя говорить с ребенком о сексе. «Если будем все время говорить, что нельзя, но если хочется, то можно, то мы «сломаем» ребенку мозги, поэтому лучше прививать ему вечные ценности и учить гуманности – базовым понятиям, а пусть тому, что такое секс, отношения, они поймут с того возраста, когда им надо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.