/ Игнат Алексеев

Все регионы России сейчас активно занимаются имиджевой политикой и ломают головы над тем, как привлечь инвесторов. Якутия не остается в стороне, но такая немаловажная позиция, как главный бренд республики, еще остается вакантной. Чем же знаменита Якутия?

* в подборку попали явления и понятия, имеющие высокую релевантность в поисковой системе Google (ключевые слова: Якутия+бренд, бренд Якутии, отзывы о Якутии и т.п.) и наиболее упоминаемые в СМИ.

Эксперт:
Юрий Федоров, заведующий кафедрой маркетинга и экономики Финансово-экономического института СВФУ, кандидат экономических наук:
«Бренды в Якутии формируются стихийно. Республика ассоциируется с множеством образов, но главного, системообразующего ‒ нет. Задача для руководства и общественности республики ‒ сформировать единый бренд, с позитивным восприятием, способный привлечь внимание, как в России, так и за рубежом. Для этого нужно выработать грамотную стратегию позиционирования».

Направление: культура

Кандидат №1: олонхо
Альтернатива: хомус, якутский язык, шаманизм

На звание якутского бренда №1 в сфере культуры бесчетное число кандидатов: от шаманизма до горлового пения. Но Олонхо вне конкуренции. Понятно, одним эпосом, пусть и «нематериальным шедевром человечества», инвесторов не привлечь, сколько не приводи аналогий с голливудскими блокбастерами. Однако именно на эпос народа саха делают ставку якутские власти в надежде сорвать большой куш. Национальный инновационный проект «Земля Олонхо» − культурно-научно-производственный центр существует пока только на бумаге, этот проект говорит о том, что за продвижение бренда «Олонхо» взялись поистине с эпическим размахом.
Юрий Федоров: «Олонхо имеет хороший потенциал для продвижения. Иностранный опыт показывает, что из эпоса и фольклора народа могут образоваться хорошие бренды. На мой взгляд, следует индивидуализировать Олонхо: например, активнее использовать образ Ньургуна Боотура».

Направление: промышленность

Кандидат №1: алмаз
Альтернатива: чароит, золото, нефть, газ, уголь

Алмаз, как и олонхо, стоит особняком среди своих конкурентов. Понятно почему: нефть – это Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, газ – регионы Западной Сибири, золото – это прежде всего Красноярский край, а алмазы – это Якутия и только Якутия. С тех пор как в 1955 году геологами Ларисой Попугаевой и Юрием Хабардиным была «закурена трубка Мира», этот бренд перманентно забронирован за нашей республикой.

«Действительно, алмаз вызывает твердые ассоциации с Якутией. Однако, только в пределах России. В мире же этот бренд больше ассоциируется с Африкой. Поэтому именно позиционированию за рубежом мы должны уделить большое внимание».Юрий Федоров

 

Направление: наука, исследовательская деятельность

Кандидат №1: мамонт
Альтернатива: Северо-Восточный федеральный университет, свайное строительство, технопарк
Если республику и раньше ассоциировали с изучением мамонтовой фауны, то за прошедшие два-три года мамонт застолбил звание бренда №1 от науки. Этому поспособствовала недавняя находка якутских археологов на острове Малый Ляховский. Хорошо сохранившаяся туша самки мамонта с жидкой кровью навела шороху в научном мире. Но, конечно, главный катализатор внимания – якутско-корейский проект по клонированию мамонта. Чем же закончится эта научная авантюра? – взоры всех ученых и СМИ мира устремлены на Якутию.

«Мы не монополисты в изучении мамонтовой фауны, останки находят во многих регионах. Мамонт сейчас действительно на слуху в связи с находками наших археологов и проектом по клонированию. Но сложность формирования научного бренда в том, что он должен поддерживаться постоянными открытиями. Это направление, где очень легко потерять лидерство».
Юрий Федоров

Направление: природа, экология

Кандидат №1: река Лена
Альтернатива: горы Кисилях, озеро Лабынкыр

Кормилица народа Саха река Лена – главная надежда для тех, кто занимается развитием в республике экологического туризма. Самая популярная достопримечательность Якутии находится на ее берегу: знаменитый природный парк «Ленские столбы», признанный в 2012 году Всемирным наследием ЮНЕСКО. Эко-туризм имеет хорошие перспективы, благо республика большая, красот хватает: тут тебе и «якутская Шамбала» – горы Кисилях, и «якутский Лох-Несс» – Лабынкыр и многие другие уникальные места. Есть что продвигать. Тем более перед глазами удачный опыт соседних регионов по брендированию природного памятника − озера Байкал.

«По этому направлению акцент следует делать не столько на природных красотах, сколько на истории этих достопримечательностей. У бренда должна быть легенда ‒ необычная, запоминающаяся. Ведь люди платят деньги не за один красивый вид, они хотят приобщиться к легенде». Юрий Федоров

Направление: географические и климатические особенности

Кандидат №1: Холод
Альтернатива: вечная мерзлота, северное сияние, полярная звезда

Климат Якутии может стать таким же богатством, как и алмазы. Этот тезис как мантру повторяют на различных мероприятиях имиджмейкеры республики. Гуманитарии рассматривают холод как хорошую основу для развития туризма, технари – как целый пласт для инновационной деятельности. Действительно, в последние годы позиционирование Якутии как «царства холода» усилилось: иностранцы, пресытившиеся пляжами, кухней и горами признанных туристических центров, вполне могут обратить внимание на ледяную экзотику наших краев.

«Географические особенности ‒ казалось бы, сильная сторона республики. Но уже сейчас существуют несколько регионов, активно использующих бренды «холод» и даже «вечная мерзлота». Конкуренция по этому направлению чрезвычайно высока ‒ какую бы характеристику за объект брендирования ни возьми». Юрий Федоров

Направление: события, праздники

Кандидат №1: Ысыах Туймаады
Альтернатива: Дети Азии, фестиваль «Полюс Холода»

Событийный туризм – это еще одно направление, на развитие которого власти республики возлагают большие надежды. Мы выявили два события-лидера: праздник лета – Ысыах и международные спортивные игры «Дети Азии». Они олицетворяют два приоритетных направления: этно-культурное и спортивное. Проводятся и Ысыах, и «Дети Азии» на высоком уровне, и интерес к ним не спадает – за их будущее едва ли стоит волноваться.

«Если мы хотим развивать событийный туризм, то мы должны озаботиться достойной инфраструктурой. Это включает в себя грамотную транспортную схему, коммуникации, хороший сервис и т.д. Опять же наше предложение должно быть уникальным».Юрий Федоров

Направление: представители фауны

Кандидат №1: олень
Альтернатива: якутская лошадь, стерх, медведь, песец

Лидером по этому направлению стал бренд, который фигурировал выше – мамонт. Но так, как клонирование мамонта − дело крайне далекой перспективы, ограничимся ныне существующими видами животных. На втором месте олень – образ, имеющий как позитивную, так и негативную окраску. Этот бренд связан с распространенным за границами республики стереотипом, что Якутия – край света, неразвитая территория, обделенная светом цивилизации.

«Олень, медведь, песец ‒ их ареал обитания не ограничивается территорией Якутии. Со стерхами ‒ та же ситуация. Бренд должен быть уникальным. С этой точки зрения хороший потенциал имеет якутская лошадь. Лошадь упоминается и в мифологии саха как священное животное». Юрий Федоров

Направление: национальный герой

Кандидат №1: Манчаары
Альтернатива: Тыгын Дархан, Эллэй

Бренд «Манчаары», некогда имеющий коммунистическую окраску, сейчас связывается со спортом, здоровым образом жизни. Поутихли в последнее время и неприятели «удалого Василия» как бренда: все меньше упоминается в информационном поле криминальное прошлое героя. Благодаря ежегодной Спартакиаде, «Манчаары» опередил «Тыгына Дархана», символизирующего независимость и единство Якутии.

«Эти образы находятся на одной плоскости с культурными брендами. На мой взгляд, надо определиться с главным героем ‒ или это будет мифический Ньургун Боотур, или более историчные Тыгын или Манчаары». Юрий Федоров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.