/ Игнат Алексеев

Менталитет. Слово, которое сейчас используется везде, − к месту и не к месту. Употребление слова «менталитет», например, в политическом поле часто может быть противоречиво. Когда говорят о «сохранности уникальной культуры народа» ‒ это одно, а когда о «иждивенческих настроениях» ‒ другое. Так какой он, якутский менталитет?

В чем изюминка?

Главную роль в формировании национального менталитета играет естественно-географические условия его существования. Исследователи признают, что географические положения ‒ климат, ландшафт, природные ресурсы, пространственное расселение ‒ все эти факторы, которые оказывают сильнейшее воздействие на формирование менталитета. «Саха всегда были детьми природы, и многие черты связаны с особенностями естественно-географической среды и хозяйственным бытом, ‒ уверен доктор философских наук Анатолий Новиков. ‒ Так, скотоводство у саха является одним из традиционных укладов хозяйства, который способствовал формированию психологических поведенческих стереотипов национального менталитета».

Действительно, богатство человека в дороссийской Якутии рассчитывалось именно количеством скота. Это легко заметить и в якутском фольклоре. В сказке «Старуха Бэйбэрикээн с пятью коровами», где в самом названии указывается социальное положение главной героини, жених платит калым за невесту «столько коров и лошадей, что и поляны становится не видно».

Можно говорить и об особом отношении якутов к природе. «Мы видим, что действительно определяющее влияние на «лицо народа» оказывает природа, ‒ отмечает кандидат филологических наук Ольга Пашкевич. ‒ Для всех северных народов в основном характерно представление о Вселенной, как о структуре, состоящей из трех миров, участие в жизни человека добрых и злых сил. Упоминание о структуре Вселенной чаще дано в схожих ситуациях, в основном при показе камлания шаманов, а в якутской литературе о ней нередко повествует олонхосут.

Достаточно полно раскрыты космологические взгляды коренных народов Севера по отношению к стихиям огня, воды, земли. Общим в национальном мировосприятии являются сближающиеся понятия «бог» и «природа», то есть вся природа считается одушевленной и живой, что характерно для учений анимизма и панпсихизма. Сама природа, представленная в разные времена года, показана красочно, с использованием различных изобразительных средств».

Концепция бережного отношения к природе воспитывается у детей и передается от поколения к поколению. Заметно это в отношении якутов к одной из основных видов деятельности ‒ охоте. Главное правило − «Не бери от природы больше, чем тебе нужно». За соблюдением этого правила следит божество охоты ‒ старик Байанай, одаривая порядочных охотников богатой добычей, а провинившихся ‒ лишая даже самого худого зайца.

Если же брать во внимание чисто психологические качества народа, то исследователи выделяют великое множество черт: уважительное отношение к старикам, нордическую скупость в выражении эмоций, доверчивость, кто-то отмечает природную лень, другой ‒ наоборот, трудолюбие и прочее. Многими, например, отмечается такая черта северных народов, как гостеприимство. Александр Бестужев-Марлинский писал:

«Тунгус беден, но честен и гостеприимен. Живучи весь день до вечера одною ловлею, он нередко постится дня по три, ничего не убив, но готов разделить кусок с путником своим». Такое же впечатление произвели якуты и на Николая Чернышевского, отбывавшего ссылку в Вилюйске. В одном из писем он говорит: «И вообще простые люди здесь добры, честны, некоторые при своей темноте положительно благородные люди».

«Менталитет ‒ это особый образ мышления, мировосприятие, присущее какой-либо социальной группе. Грубо говоря, особенность, выделяющая эту группу. А национальный менталитет определяется учеными, как «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и их образ»

Из алааса – в горы

Произведения Алексея Кулаковского «Сновидение шамана» и «Письмо якутской интеллигенции» ‒ культовые для всего якутского народа и, вне всякого сомнения, рассматривались как некий политический курс практически весь ХХ век и первое десятилетие нулевых. В них ярчайшим образом раскрываются проблемы национального менталитета ‒ основоположник якутской литературы выказывает боязнь за будущее своего народа.

С этих же пор
Хилые пойдут дети у нас,
Хиреть начнет и зачахнет вовсе
Семя наше без всходов ‒
Без всходов-потомков…
Перестанут куриться очаги,
Пропадет и последний след жилья,
Поминать предков будет некому ‒
Растаем мы, как туман,
Как дым угасшего костра.
Исчезнет в течение ста лет
Имя наше с Матушки-Земли…

Такие строки не могут не пугать. Кулаковский предвидел глобализацию и связанные с ней проблемы «стирания» культур малых народов и приложил все усилия для того, чтобы Якутия не оказалась на обочине нового мира. Многие заветы великого Ексекюляха, бывшие ориентиром для всего якутского народа весьма долгий срок, воплощены, и проблемы, отраженные в его произведениях, не столь критические, как когда-то. На что же ориентироваться дальше?

Все чаще звучат от первых лиц республики призывы к изменению национального менталитета. Политики начали рассматривать его как помеху на пути развития. И хотя на федеральном уровне Якутия до сих пор продолжает продвигать свой экзотизм: национальные костюмы, этно-музыку и др. − в речах «отцов нации» нет-нет, да промелькнет желание несколько осовременить образ мышления народа. То министр культуры Андрей Борисов скажет, что менталитет ‒ основная помеха в осуществлении грандиозного плана по строительству Олонхолэнда. То президент Егор Борисов посетует, что у якутского народа иждивенчество вошло в привычку.

Идею о модернизации национального мировосприятия высказывает и автор книги «О менталитете саха» Анатолий Новиков. В своих работах философ пишет, что менталитет народа будет называться национальным в наиболее истинном значении, если этнос будет активно участвовать в развитии ведущих отраслей экономики, а о национальном менталитете как экономическом можно будет говорить, когда сами саха будут заняты в достаточном количестве в золотодобывающей и алмазодобывающей промышленности. «История свидетельствует: многие народы сумели перейти от скотоводства к земледелию и от земледелия к промышленности, – отмечает он. – В сельских улусах безработица уже есть. Поэтому направлять людей из сельской местности в промышленные районы в настоящее время уже необходимость. Неизбежное вовлечение саха в горнодобывающую промышленность связано с будущей республикой, становлением новой Якутии».

«С точки зрения диалектики все меняется. Но менталитет меняется гораздо медленнее, чем политические взгляды и экономические теории. Напомню, что в 1917 году старики были явными противниками коммунистической идеи, сейчас пожилое поколение – самый ярый ее сторонник. Чем старше человек по возрасту, тем труднее ему менять взгляды. В этом смысле менталитет является консервативным феноменом, поскольку он тесно связан с устойчивыми социальными структурами».
(с) Из статьи А. Новикова «Менталитет Саха: проблема модернизации и ее духовность», газета «Ил Тумэн» от 11.08.2006

То, что называют менталитет

Итак, менталитет ‒ понятие в современном мире настолько размытое, что этим словом можно, как кажется, объяснить многое, а фактически оно ничего значит. Стоит ли к нему тогда так серьезно относиться?

«Важно помнить: то, что называют менталитет, − не какая-то генетическая особенность, передающаяся от поколения к поколению. Это то, что у каждого человека в голове, – считает антрополог, преподаватель Абердинского университета Татьяна Аргунова-Лоу. – Образ мышления определяется средой жизнедеятельности человека, это не какая-то одинаковая программа, заложенная в мозг представителя народа. Понимать его стереотипно и судить по качествам единичных представителей о характере целой национальности – это неверно. Корректировать «то, что называют менталитет» можно лишь одним способом – менять среду жизнедеятельности. Чем цивилизованнее и высококачественнее она будет, тем прогрессивнее будет и образ мышления людей».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.