/ Анна Федорова

Покорить ЕГЭ, или Почему сдавать экзамены становится сложнее?

Поступая в высшее учебное заведение, каждый абитуриент вносит свою лепту. Баллы, полученные при сдаче ЕГЭ, умиротворенно складываются в сводную матрицу. Наряду с другими вузами России в этом году в СВФУ качественные показатели вновь поступивших снизились. В чем кроется причина столь динамичного падения качества образования?

Реформаторские «мелочи»

Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор с 2014 года ужесточили правила сдачи Единого государственного экзамена. Одной из причин послужил скандал с проведением ЕГЭ в прошлом году: тысячи школьников смогли списать варианты тестов, появившиеся в интернете за день до экзамена. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки приняла ряд мер, пресекающих нарушения при сдаче госэкзамена. Среди распространенных нарушений считаются использование сотовых телефонов, справочной литературы, а также помощь аудиторных наблюдателей. Для устранения в этом году во всех пунктах сдачи ЕГЭ было установлено тотальное видеонаблюдение. Более того, школьники проходили через рамки металлоискателя, все бланки с заданиями были привезены в пункты лишь за день до самого экзамена.

Как заявил заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, все нововведения были направлены на то, чтобы избежать еще более суровой меры – отстранения на несколько лет от возможности сдать ЕГЭ. «Мы с помощью видеонаблюдения, рамок и других нововведений пытаемся не ужесточать закон, а создать все условия, чтобы не лишать учеников права сдавать экзамен на пять лет. В других странах, в частности во Франции, студент на пять лет лишается права сдавать ЕГЭ, если уличен в использовании шпаргалок. Представляете, что будет, если за фиксацию шпаргалки и мобильного телефона мы введем пожизненное отстранение от вуза?» – подчеркнул Анзор Музаев.

Цифры не врут?

Несмотря на значительное снижение минимального балла ЕГЭ: по математике с 24 до 20 и с 36 до 24 по русскому языку — 5 302 российских выпускника так и не смогли сдать оба обязательных предмета. Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что без снижения минимальных баллов аттестаты могли не получить около 20% выпускников России. Казалось бы, Рособрнадзор пошел навстречу, но почему же показатели нас не радуют?

В 2014 году по России средний тестовый балл по единому госэкзамену снизился по всем без исключения школьным предметам. Самый плачевный результат по химии: средний показатель составил 55,7 балла, что на целых 10 баллов ниже, чем в прошлом году. Существенно снизились результаты по истории – с 55,9 до 45,8, по английскому языку – с 73 баллов до 61,3, по обществознанию – с 60,1 до 54,1 балла.

В Якутии наблюдается немного иная картина: снижение среднего балла наблюдается, но не по всем предметам. Так, по сравнению с 2013 годом средний показатель по русскому языку повысился на 0,2 балла, тем самым приравнялся к 56,2 баллам. Позитивная тенденция прослеживается и по экзамену по информатике и информационно-коммуникативным технологиям (ИКТ) – на 2,5 баллов выше, чем в 2013 году.

По словам временно исполняющего обязанности директора Центра мониторинга качества образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) Михаила Максимова, довольно резко снизился показатель ЕГЭ по литературе: «В 2013 году средний балл по литературе был равен 56 баллам, по итогам этого года выпускники в среднем сдали на 43,5 балла, что на 12,5 баллов ниже».

57,6 – средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2013 году в России
56,1 – средний балл ЕГЭ по русскому языку в 2014 году
43,4 – средний балл ЕГЭ по математике в 2013 году
37,4 – средний балл ЕГЭ по математике в 2014 году

В Северо-Восточном федеральном университете в этом году установлено незначительное понижение среднего тестового балла. Более того, в некоторых подразделениях наметилась позитивная тенденция. Так, директор Педагогического института СВФУ Алексей Голиков поделился, что в этом году отмечается тенденция к повышению проходного и среднего баллов поступающих на бюджетные места по всем направлениям подготовки, увеличение числа абитуриентов, поступающих на базе СПО на заочную форму обучения. «Результатом планомерной профориентационной работы института является большой конкурс среди абитуриентов, подавших заявление на профиль «Начальное образование», где конкурс составил 8 человек на 1 место», — сказал Алексей Голиков.

Разбор полетов, или Без вины виноваты?

Итак, пока данные итоговой аттестации выпускников средней школы не радуют, постараемся просмотреть основные причины. Все-таки, в СВФУ поступают слабые абитуриенты, либо снизилось качество образования в школах?

Самой болезненной точкой зрения для учителей и администрации школ, с одной стороны, и громоотводом с другой, ставится суждение о том, что виной всему непрофессиональная подготовка школьников к ЕГЭ. Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов считает по-иному: «Было бы ошибкой сейчас порицать и тем более наказывать учителей и школы за низкие результаты экзамена. Задача другая: спокойного глубокого анализа этих результатов. Напомню про указ президента по поддержке учителей, работающих с учениками из неблагополучных семей. Вот эти дети входят в группу тех, из-за которых пришлось в этом году понижать минимальный порог ЕГЭ. Меры специальной поддержки школ, учителей могут помочь в повышении наших результатов не меньше, а может, и больше, чем новые учебники и технологии, – уверен Дмитрий Ливанов.

Заведующая кафедрой довузовского образования ФДОП СВФУ Милана Федотова считает, что одной из причин низких показателей ЕГЭ является кадровый дефицит. «Результаты ЕГЭ у нас в республике всегда были не выше российских. Безусловно, это обусловлено тем, что в отдаленных и северных улусах ощущается кадровый дефицит учителей ряда предметов, что, безусловно, негативно влияет на качество образования в целом», – делится мнением Милана Федотова.

Еще одним немаловажным фактором нужно считать тенденцию «натаскивания» учащихся выпускных классов к ЕГЭ, а не обучение предмету экзамена, что, естественно, недопустимо. В европейских странах учащихся школ начинают готовить к экзаменам с IV класса, у нас же подготовка к ЕГЭ начинает набирать обороты только в старших классах.
К процедуре сдачи Единого государственного экзамена нужно относиться спокойно, учителя и родители должны научить ребенка вести себя адекватно, подготовить каждого психологически и как можно раньше начать все эти мероприятия.

Следующим основанием считать проблемным систему проведения ЕГЭ является то, что процедура проведения стала прозрачной в виду тотального внедрения видеонаблюдения в аудиториях. «Если раньше школьнику никогда не приходилось выполнять задания под видеонаблюдением, то присутствие включенных камер могло вызвать по крайней мере дискомфорт. Тем не менее, как отмечают специалисты, эти меры позволили получить результаты, которые более точно отражают реальные знания школьников на сегодняшний день», – считает Милана Федотова.

Факторов много. Результат один. Может проблемы и вовсе нет? Может причина низких баллов в усилении контроля над проведением ЕГЭ? Некоторые эксперты считают, что проблемы исчезнут с отменой Единого госэкзамена, что нужно вернуть советское образование. Вот что думает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, доктор экономических наук Татьяна Клячко: «Наше общество очень не любит полутонов и очень любит чудеса. Поэтому, если вводится Единый государственный экзамен, то он сразу должен принести быстрые и только положительные плоды. Если не быстро, если не только положительные, то его надо очернить, отменить и… А вот что делать после этого, никто не знает».

Что нас ожидает в следующем году?

По результатам международного мониторинга оценки качества школьного образования PISA, система российского школьного образования находится на 40 месте, причем каждый год опускаясь вниз. С другой стороны, каждый год российскими законодателями принимается масса мер по повышению качества образования. Рособрнадзор опубликовал нововведения на 2015 год.

С 2014/2015 учебного года условием допуска к государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования будет успешная сдача сочинения, а обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды вправе писать изложение вместо сочинения. Результатом итогового сочинения (изложения) является «зачет» или «незачет».

— Учащимся будет предоставлена возможность пересдать любой из учебных предметов в том случае, если получен неудовлетворительный результат.

— Школьникам будет предоставлена возможность сдать единый государственный экзамен по отдельным учебным предметам по завершении их изучения. Например, географию теперь можно будет сдать по окончании 10 класса.
— При проведении ЕГЭ по иностранным языкам по желанию участника в экзамен включается раздел «Говорение». Устные ответы на задания планируется записывать на аудионосители.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.