/ Варвара Жиркова

Сам виноват, или Почему стыдно быть бедным?

Бытует мнение, что бедность не беда человека, а его вина, потому что только ленивый человек найдет множество отговорок, чтобы не заработать денег. А для желающих разбогатеть возможностей не счесть. Так ли это на самом деле?

Бедность не порок?

Русская поговорка гласит, что бедность не порок. Но в нынешнем обществе люди стыдятся своего стесненного положения. Бедность стала восприниматься как вина самого человека. Наши родители, бабушки и дедушки вспоминают, что в их время не было расслоения общества по материальному достатку, так явно выраженному сейчас. Больше ценились личностные качества и достоинства человека.

По данным исследований Департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ выяснилось, что доля критически бедного населения в России в декабре 2014 года составила около 10%, а доля малообеспеченного населения – 54%. При этом в ноябре прошлого года малообеспеченными себя назвали 51% населения, а в 2013 году – 46%. Российское правительство считает, что в 2013 году за чертой прожиточного минимума находились 15,7 миллионов человек, а в 2014 году яма нищеты поглотила еще 300 тысяч.

Каков портрет бедного человека? Российский социолог Леонид Гордон в своих трудах выделял три степени абсолютной бедности, остающиеся актуальными по сей день: нищета, или глубокая острая бедность, нужда, или средняя бедность, и необеспеченность, то есть умеренная бедность. В нынешнее время официально считается бедным или малоимущим человек, у которого доход меньше прожиточного минимума (в 2014 году – около 8 000 рублей).

Доктор социологических наук, профессор Финансово-экономического института СВФУ Ирина Подойницына отмечает, что люди испокон веков делятся по экономическим показателям личности: богат он или беден.

В своем исследовании «Анализ региональной социальной стратификации на примере Республики Саха (Якутия)», проведенном в начале XXI века, она выделила семь групп в якутском социуме: состоятельные предприниматели, высшая городская экономическая группа, группа с хорошими жизненными показателями, традиционные служащие, традиционные рабочие, нижняя городская экономическая группа, социальные маргиналы.

«Все группы появились в постперестроечной Якутии, в советские времена их не было. Например, высшую городскую экономическую группу можно считать достижением социума, потому что это люди с хорошими жизненными показателями, с хорошей конъюктурой. Традиционные служащие и рабочие остались с советских времен. Нижняя городская экономическая группа, к сожалению, также имеет место быть. В нее попали люди с низкими заработками, высокими расходами на питание и ограниченными социальными возможностями», – рассказала профессор Подойницына.

Повышение уровня жизни населения отстает от темпов роста промышленного производства. «Несмотря на промышленный рост в сырьевых регионах, в том числе и на северо-востоке России, благосостояние их жителей повышается гораздо медленнее. Причин такого парадокса две. Во-первых, дело в несовершенстве системы налогообложения. Во-вторых, многие крупные добывающие компании предпочитают работать вахтовым методом, так как местных квалифицированных кадров зачастую не хватает», – объясняет ситуацию заведующий отделом социальных проблем НИИ региональной экономики Севера СВФУ, доктор исторических наук Геннадий Толстых.

О местных тойонах

У якутов было весьма неоднозначное отношение к богатым людям. В якутской литературе тойоны изображаются людьми низкими, падкими на деньги, чванливыми. А это не может не раздражать народ. В некоторых случаях можно отметить зависть простого народа к достатку людей. «Тойоны, как определенная каста общества, конечно же, обладают определенными привилегиями, недоступными простому народу, – отмечает профессор Варвара Борисова. – Но все же не зависть является основным в критике современных тойонов, а недовольство народа тем, что они забывают свое основное предназначение – быть слугами народа».

«Маленький тойон сам является зависимым человеком, как оказавшийся в тисках человек, с одной стороны – властей, с другой – народа, откуда он сам вышел. Например, Николай Неустроев в своих комедиях «Кукаакы кулуба» и «Тар» высмеивает тип тойона, не соответствующего своему статусу и положению», – говорит доктор филологических наук, профессор Института языков и культур народов Северо-Востока РФ СВФУ Варвара Окорокова.

Якуты издревле говорили: «Тойону отунан-маһынан онорбоккун». Это значит, что от природы имеет лидерские качества, которые его выделяют из среды и выдвигают в особенную касту.

Не так много источников, которые бы раскрывали полностью такие сложные социальные отношения, как отношения между имущим и не имущим слоем населения в древней Якутии. И поэтому можно «завязнуть» в своих предположениях. Если углубляться в дебри истории в попытке раскрыть вопрос: «Когда человек начал плохо относиться к богатым?», то можно с удивлением обнаружить, что именно в каменном веке, в период неолита, появляются первые признаки социального неравенства, когда другой человек, род, племя имели больше, чем ты или твои близкие, твое племя. С этого момента и берут свое начало такие всеохватывающие понятия, как общество и государство, зарождается формула: общество – это результат взаимодействия людей, а государство – это правила взаимодействия людей. Айтал Яковлев,старший преподаватель исторического факультета СВФУ

«Люди бояться быть лузерами»

Есть мнение, что люди добиваются успеха в работе, становятся богаче благодаря своим связям: хорошим знакомствам и поддержке родственников. Современные богатые, повысившие свое благосостояние на руководящих должностях или на госслужбе, извлекают из своего положения только личную выгоду.

«У меня нет связей, полагаюсь только на себя. Из-за того, что у меня нет поддержки, иногда бывает трудно продвигать некоторые проекты. Но, хоть и медленно, но верно я иду к своей цели», – говорит фрилансер в области недвижимости Алена Куприянова.

Бизнес-тренеры говорят о том, что окружение – это сила, деньги привлекают деньги, нужно постоянно развиваться и мыслить позитивно. Такого мнения придерживается индивидуальный предприниматель Вячеслав Егоров. Он считает, если человек нацелен на то, чтобы стать богатым, ему нужно выбирать такую среду, где есть, с кого брать пример для подражания: «Деньги приходят только через людей, поэтому общайтесь, заводите новые знакомства, посещайте мероприятия. В нынешнем мире связи решают очень многое, если не все».

Бедных людей чаще всего называют «иждивенцами», «бездельниками», «тунеядцами, живущими на пособия». Такие понятия пришли с советских времен, когда сидеть без дела было позорно, общество относилось к ним с презрением. «Стыдно быть бедным, потому что нормальный мужик должен обеспечить свою семью, детей и себя. Есть куча возможностей не быть бедным и не стыдиться этого. Считаю, что сейчас в основном бедно живут лодыри или дураки. Я сам из многодетной семьи, нас десять человек детей. Но мы по меркам деревни никогда не жили бедно. Как себя помню, все вместе работали, трудились, как говорится, пахали, помогали родителям. Они приучили нас к труду и знали, что именно труд сделает нас людьми», – уверен президент охотничьего клуба «Кыымаан» Александр Тастыгин.

В современной политико-экономической ситуации в Якутии, да и в России в целом складывается ситуация, когда простой человек живет от зарплаты до зарплаты, зачастую имея непомерные кредиты. «В таком положении экономическое благосостояние человека не укрепляется, а наоборот ослабевает, что приводит к негативным последствиям в межличностных, социальных отношениях с людьми, как собственно и негативное отношение к богатым или просто успешным в экономическом плане людям. «Наворовал», «как можно честным путем купить «200-й крузак»?», «ограбил, украл, убил, обманул!» – подобные вещи мы слышим чуть ли не каждый день», ‒ говорит Айтал Яковлев.

Не согласен с тем, что быть бедным стыдно, кандидат философских наук, доцент филологического факультета СВФУ Валерий Надькин.

По его мнению, сейчас формируется новая религия – успех, а главным символом успеха являются деньги.

«Если ты неуспешен, значит, у тебя нет денег. Если у тебя нет денег, значит, ты неконкурентоспособен. Если не можешь конкурировать, то не приспособлен к жизни. Демонстрация успешности может быть защитной реакцией у людей. Важно не быть богатым и не казаться бедным. Люди бояться быть лузерами, потому что таких потом добивает общество», – сказал доцент.

Верхушка общества

Профессор СВФУ Ирина Подойницына в своем исследовании выявила факт того, что группа социальных маргиналов увеличилась по сравнению с советскими временами, когда социальные маргиналы входили в латентную группу. Это объясняется тем, что люди не стесняются говорить о том, что они безработные. «В период перемен количество маргиналов всегда увеличивается. Состоятельные предприниматели – это самая что ни на есть верхушка общества. Никто не знает, каков их процент. А все потому, что эту группу надо изучать специально. Маргиналы с удовольствием отвечают: им терять нечего. Но чтобы найти состоятельных предпринимателей, нужны специальные методики», – поделилась она.

О своем опыте становления в бизнесе поведал директор магазина «Индустрия-Спецодежда» Сарэл Тихонов. Он считает, что можно добиться успеха без связей. Самое главное, производить на людей хорошее впечатление и иметь положительный имидж. «Я надел костюм, очки с простыми стеклами, почистил туфли, под мышкой папка набитая старыми газетами. Пошел к одному директору и предложил свои услуги. На той сделке заработал свои первые 65 тысяч рублей. Это было в 2000 году. Тогда я предложил поставку расходных материалов для его предприятия», – поделился предприниматель.

В целом личность человека должна быть многогранной. Миссия человека не в том, чтобы просто и сколько зарабатывать деньги. Ведь в целом самые успешные проекты, особенно инновационные, не ставят в первую очередь именно зарабатывание денег. Они решают какую-то задачу ‒ общественную или общечеловеческую. Уже потом к ним приходит спрос и потребительский успехАнатолий Семенов, директор технопарка «Якутия

Как закон природы

Проблема бедности – одна из самых глобальных в мире. Причин для ее возникновения достаточно: безработица, состояние здоровья, когда человек не может физически себя обеспечивать, иждивенчество, недостаточная профессиональная подготовка, неравномерное развитие регионов и многое другое.

В идеале всем бы хотелось, чтобы люди были равны. Но эта возможность из ряда фантастики. «Нам бы хотелось верить, что если искоренить бедность, жизнь станет лучше. Но это утопия. Люди разные по способностям, по характеру: есть трудолюбивые, есть те, кто работает спустя рукава. А кто-то просто довольствуется малым. Всегда будет группа риска: например, одинокая мать с двумя детьми, работающая медсестрой. Понятно, что уровень ее доходов будет низким. Государство оказывает социальную поддержку, но, на мой взгляд, поддержка должна стать адресной. Размер детского пособия для всех одинаков, но одни семьи только на него и живут, а для других, где родители хорошо зарабатывают, эта сумма незначительна. Если не применить дифференцированный подход, то вся наша социальная поддержка станет похожа на решето», – говорит доктор исторических наук Геннадий Толстых.

Он считает, что в экономике есть такая закономерность: чем богаче территория, тем хуже живет народ. «Так получается потому, что страны, у которых нет природных богатств, вынуждены внедрять эффективные экономические системы. Так живут Объединенные Арабские Эмираты, Швеция, Швейцария и другие страны. У нас же происходит дифференциация территорий, появляются зоны издержки и зоны прибыли. Регионы условно разделяются на три зоны: где идет добыча, переработка и продажа. Добывающие регионы становятся зоной издержки, так как для того чтобы все добыть, нужно затратить огромные ресурсы. Регион, где реализуют готовую продукцию, оказывается в зоне прибыли. В советское время Госплан балансировал эту разницу, но сейчас все нарушено. А если верить социологам, 7% населения всегда, при любых доходах государства будет жить бедно. Это практически как закон природы», – говорит он.

Ветеран тыла и педагогического труда Григорий Захаров вспоминает свое детство: «Были тяжелые времена. Каждый из нас трудился во благо родины. Мы умели усердно работать, почитали труд. Сейчас другое время. Изменились ценности. Скорее всего, из-за все этого и появилось понятие стыда своей бедности и вины самого человека. Бедность – не порок. Но сейчас очень много возможностей выкарабкаться из ямы и не быть на дне. Молодым нужно всегда это помнить».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.