/ Ульяна Евсеева

Большие дети. Почему молодежь не хочет взрослеть, а родители – отпускать их в свободное плавание?

По мнению большинства молодые люди и девушки стараются отложить время взросления: не обходятся без помощи родителей, живут на их деньги, не работают… Демографы уверяют, что такое решение свидетельствует о незрелости современного поколения, инфантильности тех, кто давно должен был повзрослеть.

«Он еще маленький…»

Нежелание взрослеть, брать на себя серьезные обязанности и принимать решения проявляются у тех, кто жил или до сих пор живет на родительской шее. Об этом говорят цифры Фонда «Общественное мнение». Большинство 16 – 17-летних молодых людей проживают с родителями. Около 80% детей в возрасте 18-22 лет все еще не решаются жить самостоятельно. Родительский дом в возрасте 22-25 не покидают 62% юношей и девушек.

Кого сейчас мы считаем взрослым человеком? Например, в педагогике есть теория созревания Аристотеля, в которойутверждается, что человек достигает зрелости в 21 год. Эту теорию не опровергает кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ Василий Находкин. «Действительно, по всем биологическим, психологическим и социальным критериям человек взрослеет именно к этому возрасту. Нельзя считать взрослым 14-летнего подростка, даже если он получил паспорт и 18-летнего юнца, который решил, что ему пора жениться. С точки зрения психологии человек созревает примерно после 20-21 года». По мнению педагога к этому времени человек должен быть уже самостоятельным, готовым принимать взвешенные решения, нести ответственность за себя и за своих близких. Именно такого и человека педагогика признает взрослым.

У социологии мнение насчет взросления опирается на положение человека. Социологи считают, что взрослым и самостоятельным человек считается только тогда, когда у него есть специальность, он живет отдельно от родителей и зарабатывает себе на жизнь.
Но иногда, несмотря на все эти положения: диплом, работа, зарплата – взросление у ребенка не наступает. «Многие родители не считают взрослым своего ребенка даже тогда, когда он становится совершеннолетним. Некоторые, особо заботливые родители, продолжают холить и лелеять свое чадо даже тогда, когда ему идет третий-четвертый десяток лет», – рассуждает кандидат социологических наук Юрий Жегусов.

Немного истории

Вероятно, первое поколение инфантильной молодости появилось в 90-х, когда вдруг были разрушены традиционные представления о взрослой жизни: появилось платное высшее образование, возможность учитьсядольше положенного, выстраивать карьеру, отложив семейные заботы на потом, и просто «жить для себя».

«Установка «подольше пожить для себя» засасывает. Бытовало мнение: не надо спешить жениться, надо нагуляться. Отсрочка момента женитьбы-замужества говорит о том, что семейный образ жизни постепенно уходит с исторической сцены. Обществу с сильной семьей свойственны ранние браки», – констатирует доктор социологических наук Ульяна Винокурова.

Ученые также отмечают, что национальные особенности якутов, которые, живя в суровых природно-климатических условиях, способствовали созданию своей системы народного воспитания детей. Якуты воспитывали детей трудом – с ранних лет они знали, как икакую работу они будут выполнять завтра.

Согласно исследованиям доктора педагогических наук, профессора Педагогического института СВФУ Дмитрия Данилова народом саха соблюдаются и такие традиции, как воспитание реальной жизнью, трудом, воспитание всем миром. «Особое место занимают здесь убеждение, разъяснение. Они жили в суровых бытовых условиях, когда каждый день – это проблема. Может быть, все эти традиции переросли в форму гиперопеки, когда дети требуют от родителя принятия решения или же помощи».

Инфантильность молодых людей может провоцировать проживание в городе – в этом убежден кандидат экономических наук, директор информационно-аналитического центра «Эксперт» СВФУ Юрий Данилов:

– Молодое поколение якутян становится инфантильным, из-за того что условия жизни в городе не требуют от них больших физических нагрузок, как, к примеру в селе. Очень часто можно наблюдать такую картину: вместо того чтобы пройти пару-тройку остановок пешком,молодежь стоит в ожидании автобуса и потом, расталкивая стариков и женщин, ломится в битком набитое транспортное средство.

Расслабляя свое тело, молодые люди изнеживают свой дух, не могут выдерживать даже небольшие физические нагрузки, становятся ленивыми и тучными. Для них вымыть пол или посуду – это тяжелый физический труд. В сельских районах дети, конечно, более приспособлены к жизни, самостоятельны.

Противоположное мнение высказывает учитель школы №2 города Якутска Анна Романова: «Я не считаю, что инфантилизм – это продукт городской культуры. Явление давно перебралось и в сельскую местность. Это результат неудачного семейноговоспитания, а с другой – результат культивации потребительских ценностей. В конкуренции потребностей семья занимает далеко не первое место, уступая карьере, привлекательному досугу».

Родительская шея – начало начал…

Есть много причин тому, что ребенок садится на шею родителям. Институт социологии РАН в конце прошлого года опубликовал исследование «Солидарность между поколениями».Выяснилось, что две трети российских родителей готовы материально помогать своим детям «до тех пор, пока те не встанут на ноги» – что в нынешних условиях нередко означает и 25, и 30 лет, а порой даже более зрелый возраст. Свыше 60% опрошенных выразили готовность помогать взрослым детям до тех пор, пока те не окончат учебное заведение и начнут зарабатывать сами, еще 3% – до тех пор, пока потомки не обзаведутся собственной семьей. Треть родителей заявила, что будет помогать детям, «пока сможет». А вот если говорить о солидарности в обратном направлении – от детей к родителям, – то 71% дочерей и 63% сыновей сообщили, что никогда не помогали деньгами своим отцу или матери.

Развал Советского Союза и начало нового времени также дали свои плоды в потребительском поведении поколения, которым сейчас по возрасту пора работать и жить на свои же деньги.

После распада Союза в обществе прижились «свободные отношения», когда стало терпимым рожать ребенка без отца. Именно эта эмоциональная волна, по мнению социального педагога Любови Аргуновой, подтолкнула цифры безотцовщины в сторону увеличения. «Конечно, в Якутии бум так называемых свободных отношений почувствовали чуть позже, чем в центральной части России. И результат всего этого мы видим сегодня. Дети, которые росли без отца, в большей степени страдают гиперопекой. А гиперопека – это и есть причина детского инфантилизма и потребительского настроения».

У Юрия Жегусова также есть мнение, которое касается развала СССР: «В начале года я общался с главой одного из наслегов Сунтарского района. Так вот, он говорит, что больше половины безработных–это мужчины 40-45 лет, которые никогда в жизни не работали: не трудоустраивались и не зарабатывали себе не жизнь. Они до сих пор живут с родителями. Такие примеры есть практически во всех наслегах, и как будто становится обычным явлением. Люди, которые родились до 70-х годов – люди труда, в это время тунеядцев практически не было: кто работал – тот и на хлеб зарабатывал.А в 80-90 годы началось массовое расхолаживание ценностей человека».

Мы были достаточно самостоятельными. Жизнь тогда была вполне безопасной, родители нам доверяли, и мы могли учиться и работать без излишней опеки. В 15 лет окончил школу в Сунтаре, уехал в Якутск, но не поступил на учебу. Вернувшись домой,устроился на работуна ферме, затем переехал в другой поселок, где работал слесарем-ремонтником в тракторной мастерской. В 60-е годы жизнь и в городе, и на селе была проще, достаток у всех ниже среднего, все были равны. Но в 70-е годы и позже, когда жизнь стала налаживаться, многие родители начали руководствоваться понятием: «Мы в годы войны и после нее трудились с малых лет, голодали, у нас не было того, не хватало этого, пусть хоть наши дети не терпят лишений, не знают бедности». Таким образом сами же начали воспитывать своих детей в тепличных условиях, половина из них в лучшем случае превратилась в маменькиных сыночков, а наиболее избалованные – нахлебников, плотно сидящих на родительской шее. Некоторые из них до сих пор, до 40-50 лет живут на пенсию родителей, пропивая ее.
Владислав Коротов, спортивный журналист

Маменькины дети

То, что ребенок становится «вечным ребенком» и не хочет взрослеть, может провоцировать чрезмерная женская забота. В современном обществе распространены в основном три типа семьи: традиционная, где главой семьи является мужчина; эгалитарная, в которой все важные решения принимаются сообща; и семья, где главой является тот супруг, который более успешно функционирует в обществе и зачастую имеет более высокий доход.

В октябре 2012 года группой социологов СВФУ в 16 районах Якутии проведен комплексный социологический опрос. Один из членов данного исследования – доктор педагогических наук Галина Попова – отмечает тот факт, что женщину главой семьи называют 38% жителей улусов и 18% жителей городов. Следовательно, домавсе вопросы решает женщина и воспитанием детей занимается тоже она.

Заведующий кафедрой дифференциальной психологии и психологии развития Института психологии СВФУ, кандидат психологических наук Валентина Егорова считает инфантильность молодежи проявлением кризиса ценностей общества. «Сейчас людей практически ничего не объединяет, нетобщей идеологии, которая могла бы задавать им программу жизни. Другими словами, поясняет психолог, у так называемых маменькиных сынков часто нет смыслообразующих мотивов, которые определяют предназначение человека, отвечают на вопрос: «Ради чего ты живешь?»

Говоря на тему вечных детей, начальник управления Роспотребнадзора РС(Я) Маргарита Игнатьева сказала: «Наше поколение было самостоятельнее–нас родители смогли отпустить во взрослую жизнь совершенно без боязни. Мы сами избаловалисвоих детей. Излишняя опека, контроль или в какой-то мере руководство жизнью – мы, к сожалению, сами все это им обеспечили». Мама уже взрослого сына поделилась своим опытом: «Мне кажется, что дети занятых родителей становятся более самостоятельными, организованными. Мой сын – уже взрослый человек. Гиперопеки над ним точно не было. Но у детей чересчур занятых на работе родителей может быть обида на них за недостаток внимания, которую они ждали от мамы и папы».

Дети и родители: общее собрание

«То время, когда взрослый работающий человек мог получить квартиру от государства, снимать комнату/квартиру и жить на одну зарплату, давно прошел. Сейчас купить квартиру стоит очень дорого, почти нереально. Многим приходится жить с родителями до создания своей семьи (если есть возможность), а иногда и после создания семьи. В этом нельзя винить детей, что они живут на шее у родителей», – говорит Дария Афанасьева, у которой дочь и сын, окончив вуз и получив работу, живут с ней вместе.

Ситуация со студентами другая. Они уже не дети и еще не взрослые. «Я считаю вполне допустимым просить денег на карманные расходы, питание, одежду и другое. А как иначе, на то они и родители, чтобы содержать свое чадо, даже если «малыш» на голову выше папы, на две головы – мамы, а сил и энергии у него хватит на них двоих», – считает студент третьего курса юридического факультета СВФУ Иван Артемьев.

Об интересном факте рассказывает Наталья Анисимова, молодая мама, которая и студенткой, и сейчас считается ребенком для своих родителей. «Мои родители говорили, что они пережили столько трудностей в жизни, что хотели бы оградить от всего этого меня». Испытав тяготы в жизни, родители не хотят, чтобы их дети повторили их путь.

Социолог Юрий Жегусов предупреждает: «Есть такая закономерность: тем больше помогаешь человеку, тем больше он требует внимания. Бывает даже, что остается недовольным. Ребенок, избалованный вниманием и чрезмерной опекой, всю жизнь остается любимчиком у родителей. А родители объясняют свое поведение: он слабенький, в детстве много болел, он у нас тихий и застенчивый и т.п.».
Философ Андрей Саввинов уверен:«Кто хочет работать – ищет средства, кто не хочет – ищет причины. Для того чтобы не работать, можно найти много причин и отговорок (маленькая зарплата, плохие отношения в коллективе, работа не по специальности, отсутствие перспектив), но ни одна из них не поможет сделать карьеры или хотя бы добиться устойчивого положения на работе».

«В Якутии, как и во всей стране, не стало духовных скрепов, как у народа, так и у семьи, которые бы объединяли людей. Что делать? Начинать каждому с себя, с малого. Начиная с верхнего руководства до простого обывателя. Помощь детям должна быть до определенной степени, которую определяет каждый сам, но это не должна быть чрезмерная опека, иначе ваш ребенок будет воспринимать любую вашу помощь как само собой разумеющееся».Юрий Данилов, кандидат экономических наук, руководитель аналитического центра «Эксперт» СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.