/ Туяра Павлова

Чайлдфри: традиция против новшества

Движение «чайлдфри» появилось в Америке в конце прошлого века. Буквально это слово с английского переводится как «свободный от ребенка» (child free). С 2000-х последователи этого движения появились и в нашей стране. Кто такие чайлдфри и можно ли говорить о таком течении в Якутии?

Вопрос о чайлдфри представляет собой запутанную систему с массой стереотипов и якобы последователей, так до конца и не вникнувших в философию этого течения, однако поспешивших причислить себя «не таким, как все».

О чайлдфри заговорили в 1970-е, когда в американском штате Калифорния была создана «Национальная организация для людей, не являющихся родителями» (The National Organization for Non-Parents). Своей целью она провозгласила распространение идеи о том, что люди имеют право не желать заводить детей. Сразу оговоримся – здесь не подразумеваются те, кто хотел бы стать родителем, но не смог ввиду физиологических причин.

Активистами организации стали феминистки Эллен Пек и Ширли Радл. Их идеи не ограничивались собраниями и выступлениями в кругу соратников – обе женщины активно писали книги. Впрочем, идеей заинтересовались не только женщины, но и мужчины. Организация, позже трансформировавшись в «Национальный альянс родительства по выбору» (National Alliance for Optional Parenthood), работала до 1982 года. Чуть меньше через десять лет идея собрать вместе людей, не желающих обзаводиться потомством, вдохновила школьную учительницу Лесли Лафайет создать организацию, продолжающую идеи чайлфдри, «Сеть чайлдфри» (The Childfree Network). Кстати, она работает до сих пор, правда, под измененным названием «Зона чайлдфри» (Childfree Zone).

Чайлдфри осознают себя социальным меньшинством, а это всегда травматично и драматично для личности

В свое время казавшаяся революционной, сейчас идея чайлдфри в западных странах не вызывает ажиотажа. К этому явлению относятся как к личному праву людей. Во многих странах существуют заведения, где нельзя находиться с детям и даже беременным женщинам. Специальные условия для чайлдфри создаются даже некоторыми авиакомпаниями, в том числе и бюджетными. Тем не менее, важно понимать – чайлдфри не обязательно в принципе не переносят детей. В таком случае корректнее употребление другого термина, «чайлдхейт» (childhate).

Современные чайлдфри далеко не едины во взглядах и общей культуре. Одни избегают любых отношений, другие находят партнеров, разделяющих их точку зрения; часть принимает участие в воспитании детей родственников и друзей, другая же в принципе сторонится общества малышей. «Изучая в форумах представителей этой идеи, можно обратить внимание, что они осознают себя социальным меньшинством, а это всегда травматично и драматично для личности», – отмечает кандидат психологических наук, доцент кафедры социально и этнической психологии Института психологии СВФУ Любовь Старостина.

В нашей стране о чайлфдри заговорили в начале 2000-х. Это явление стало продолжением западного образа жизни: растущим темпом жизни, желанием акцентироваться на карьере и жить в свое удовольствие. Но речь идет, в основном, о мегаполисах. А что в Якутии?

Ребенок – дар богов


В Якутии люди всегда стремились иметь как можно больше детей. Не секрет, что даже несколько поколений назад женщины рожали порой больше десяти детей. «Моя прабабушка дала жизнь двадцати пяти детям. Из них в живых осталось всего пять», – рассказывает старший преподаватель кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Вера Матвеева.

Детская смертность была высокой. Неудивительно, что к беременности и родам относились с трепетом: женщины не распространялись о своем положении, до пяти лет детей прятали от чужих глаз и давали прозвища, избегая употребления настоящего имени. «В семьях, в которых бывали случаи детской смертности, после рождения ребенка практиковали различные обряды, чтобы обмануть злых духов. Детей, безусловно, берегли», – добавляет Вера Матвеева.

Для якутян наличие семьи и детей считается признаком личного благополучия

В якутском обществе о чайлдфри в чистом виде речи быть не могло. Другое дело, что семья могла какое-то время не иметь детей. Старший преподаватель кафедры фольклора и культуры рассказывает семейную историю о том, как ее прабабушку и прадедушку сочетали браком в возрасте двенадцати и четырнадцати лет. Подростки жили под одной крышей, однако о «взрослых» отношениях несколько лет речи не шло, они играли и вместе проводили время. Пара завела детей лишь спустя пару лет после заключения брака.

Однако, по мнению доцента кафедры социально и этнической психологии Института психологии СВФУ Любови Старостиной, нечто похожее на чайлдфри издревле существовало в мире. «Это явление понималось несколько иначе, как особое предназначение личности, избравшего путь праведника, монашества, принявшего обет безбрачия и отказавшегося от продолжения рода», – делится мнением психолог. – «Среди таких людей много ученых-мыслителей, священнослужителей, патриархов, сестер-милосердия».


Кардинальные перемены в современном обществе Любовь Старостина связывает с активацией всевозможных общественных движений и молодежных субкультур, когда женщины добились равноправия и свободы выбора. Это, в свою очередь, привело к изменениям в семейно-брачных отношениях, а также в родительской роли мужчин и женщин. Если до этого общество регулировалось традиционными ценностями, на которые долгое время оказывало влияние религиозное мировоззрение, то в век научно-технического прогресса и атеизма вековые ценности института семьи и родительства утратили влияние на подрастающее поколение.

Отчасти развитие идей чайлдфри также связано с появившимися в это время в обществе представлениями о близком конце света. «В молодежной среде появились идейные вдохновители гедонического отношения к жизни: получать удовольствие здесь и сейчас, избегая любых обязательств и ответственности», – рассуждает Любовь Старостина.

Есть ли чайлдфри в Якутии?


Подобное движение, по словам психолога Любови Старостиной, присуще мегаполисам, где высокий уровень жизни требует большей отдачи психологических и моральных сил. В нашем обществе, где большая часть молодежи является выходцами из семей с традиционными ценностями, массовое распространение идей чайлдфри под сомнением. «Наша молодежь ищет стабильности и имеет желание быть «окольцованными». Для якутян наличие семьи и детей считается признаком личного благополучия, поэтому истинным чайлдфри находиться в маленьком городе будет сложно – он будет постоянно чувствовать давление общественного мнения», – подытоживает Старостина.

Больше беспокойства по данному вопросу выразила кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики народонаселения и демографии НИИ региональной экономики Севера СВФУ Анастасия Барашкова. «Пока мы не проводили исследований этого вопроса, но по моим собственным наблюдениям перед нами такая проблема вполне может возникнуть, и это не может не беспокоить. Посмотрите, какая сейчас тенденция: раньше под семьей мы понимали набор вроде мамы, папы, детей, иногда еще и пожилых членов семьи. А что сейчас? В современных реалиях женщина и ее ребенок – это уже семья. По статистике, каждый третий ребенок рождается вне брака, – отмечает исследователь. – У нас в республике есть районы, в которых вообще двое из трех детей рождаются вне брака – например, в Среднеколымском улусе».

Второй момент, который отмечает Анастасия Барашкова, – конкуренция ценностей, которую мы наблюдаем в современном обществе. Сейчас для многих важнее карьера, деньги, статус, а вопрос семьи и детей отодвигается на второй план. Каждый волен делать свой выбор, однако для общества в целом такой выбор большинства может оказаться трагичным.

Опрос «НУ_онлайн»


Возможно ли возрастание популярности движения чайлдфри в Якутии и почему? Как якутяне относятся к этому движению?

Марина Десятова, 18 лет, продавец-консультант:

Думаю, это движение может стать у нас популярным, потому что сейчас молодые люди живут «для себя», на первом месте у них карьера и саморазвитие. У меня есть подруга, которая вообще не собирается иметь детей, и я считаю, что это ее право, пусть живет, как хочет. Я не против чайлдфри, но сама в будущем хочу иметь детей.

Светлана Неустроева, 40 лет, бухгалтер:

По-моему, движение чайлдфри не наберет популярности в Якутии, потому что испокон веков семьи в Якутии были многодетные. Этим мы и богаты. Сама я негативно отношусь к этому движению, ведь, если не ошибаюсь, Бог сказал – «Плодитесь и размножайтесь». Для этого мы и живем на земле.

Айыына Казакова, 21 год, молодая мать:

Думаю, прогресс чайлдфри в Якутии вполне возможен. Часто слышу от молодых людей, что они заведут детей в возрасте тридцати лет или позже. И не факт, что заведут, так как им может понравиться свободная жизнь «без детей», когда человек ответственен только за себя. Сама я отношусь к этому нейтрально. На мой взгляд, без детей жизнь не имеет смысла. Каждый человек должен оставить след после себя. Да и кто будет ухаживать за вами в старости, если не ваши дети?

Наталья Матвеева, 42 года, многодетная мать:

Я против чайлдфри, потому что только глупый человек может лишать себя счастья видеть мир под разным углом глазами своих детей. Если подойти к вопросу амбициозно, мои шансы пробиться в вечность утраиваются. И насчет популярности в нашем обществе, думаю, это сомнительно: якуты, живя в суровых условиях, стремились к многодетности, а традициям нужно следовать.

Борис Филиппов, 26 лет, менеджер по продажам:

Я уже знаю, что значит иметь ребенка, и считаю, что чайлдфри – это не правильно, так как в любом случае должно быть продолжение рода из поколения в поколение. Дети – цветы жизни. Не думаю, что в Якутии это движение наберет популярности.

Анна Каменева, 20 лет, бармен:

Это движение, наверняка, не наберет никакой популярности в Якутии, потому что большинство людей, с которыми я обсуждала эту тему, хотели иметь в будущем детей и вообще думают о продолжении своего рода. Но лично я за чайлдфри, не собираюсь рожать детей, потому что терпеть не могу орущих младенцев, я лучше усыновлю ребенка постарше. Тем самым помогу какому-нибудь ребенку, брошенному на произвол судьбы.

Сарыал Майоров, 18 лет, студент юридического факультета СВФУ:

Я считаю, что чайлдфри в Якутии не обретет такой популярности как на Западе, так как у якутян совсем другой менталитет, другие представления, нежели у европейцев, у которых в приоритете карьера. А я сам отношусь к этому хорошо. Для меня на первом плане карьера, и только потом семья, потому что моим желанием является обеспечить себя и свой род, чтобы они ни в чем не нуждались. Скажем, лучше пожертвовать одним, ради лучшего будущего других.

Лидана Афанасьева, 20 лет, студентка Финансово-экономического института СВФУ:

Лично я считаю, что это течение не очень понятно. На мой взгляд, главное достижение любого человека – вырастить, воспитать ребенка, который может стать наследием семьи, рода и даже человечества. С другой стороны, нести ответственность за другую жизнь, это, конечно, сложно. Я думаю, что последователями чайлдфри движет эгоизм и страх. В Якутии это движение не наберет популярности, как и в целом в России, конечно же.

Уйгун Типанов, 19 лет, студент Московского гуманитарного университета:

По-моему, чайлдфри в Якутии уже набирает популярность. Причиной тому, скорее всего, является то, что многие сейчас желают жить исключительно для себя, а дети для них – это лишь дополнительные хлопоты. Отношусь к этому резко отрицательно, я считаю, что продолжение своего рода является естественной и обязательной функцией, особенно для якутов и других малых народов. Мы должны улучшать демографический фон своей республики и, в частности, своего народа.

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.