/ Евгений Онуфриев

Чем чреваты добрые начальники?

Правильные взаимоотношения в рабочем коллективе в основном зависят от грамотного руководителя. Каким должен быть начальник, чтобы его решения были эффективными, коллектив – крепким, а организация – развивающейся, и наоборот – к кому лучше на работу не устраиваться?

Вы новоиспеченный выпускник вуза и завтра ответственный день – выход на свою первую работу по специальности, которой вы так долго добивались. Недели и месяцы поисков, собеседований и заполнения договоров позади – вы с волнением готовитесь ко встрече с коллективом, с которым, есть надежда, получится сработаться на долгие годы.

Но особенно большие капли пота выступают от мысли о том, как пройдет первая рабочая встреча с начальником. О нем всякое говорят, но какой он на самом деле? Добрый, злой? Как он управляется с коллективом, поощряет ли отличившихся? А если сотрудник набедокурит, то вдруг он его сразу уволит или все же отчитает, сделает выговор?..

Такие вопросы волнуют практически каждого человека, который только что вышел на новую работу. Ведь все согласятся с тем, что рабочая атмосфера в коллективе в первую очередь зависит от того, что из себя представляет начальник отдела, организации, компании. Он ведет коллектив и отвечает за то, чтобы «механизм» работал слаженно. Другой вопрос – как именно он это делает?

У каждого свой идеал начальника


«Скажем честно, всем нам хотелось бы иметь в руководителях доброго начальника – «друга», который всегда поймет и простит, – отмечает начальник Центра карьеры СВФУ Александр Индеев. – Ситуация на современном рынке труда как в мире, так и в нашей республике словно ведет к этому: для более эффективного управления человеческими ресурсами многие руководители уделяют большое внимание настраиванию дружеских взаимоотношений внутри коллектива». В связи с этим, отмечает эксперт, – сегодня дружба между подчиненными и руководителем становится частым явлением как в офисе, так и в производстве.

По мнению Александра Индеева, отношение работника к своей работе и к руководству является частью индивидуальности и составить портрет идеального руководителя невозможно – ведь для каждого работника он свой: «С одним и тем же типом руководителя кому-то работается хорошо, а кому-то нет. Для одних жесткий стиль руководства абсолютно необходим, другие же в полной мере способны раскрыть свои таланты лишь в атмосфере максимальной свободы и комфорта, а любое давление становится для них источником жестоких стрессов и разочарований», – объясняет он.

«Одним сотрудникам необходимо постоянно быть в контакте с руководителем, другие предпочитают держать дистанцию»

Взглянем на ситуацию с точки зрения психологии. Как отмечает начальник офиса образовательных программ Института психологии СВФУ Евгений Слепцов, руководитель, как психологический тип, должен отличаться, от «исполнителя», «специалиста» самым главным – ответственностью. А для ответственной работы нужно иметь многое.

Так, если вы находитесь в поиске работы и хотите знать, каким должен быть хороший руководитель, то знайте – опытного начальника показывает уровень его организаторских способностей и коммуникативных качеств; нравственно-этические характеристики отношения к другим людям; мотивационные факторы; «практический» интеллект; его личный характер и эмоциональная сфера. Если со всеми вышеперечисленными навыками у начальника все в порядке, то коллективу не стоит беспокоиться о своем лидере. Тем не менее, рассмотрим несколько ситуаций, где начальник может оказаться «добрым» или «злым».

Доброта не всегда хороша


Вы уже несколько недель отдаете себя своей новой работе и, что удивительно, ваш начальник всегда добр и благосклонен к вам. И это при том, что вы умудрились несколько раз опоздать на работу, не сдать еженедельный отчет, а на днях поругались с бухгалтером и тот отказался приходить на работу. Казалось бы, вас просто необходимо было отчитать, но начальник лишь натянуто улыбается вслед и надеется, что вы досидите на рабочем месте до шести вечера.

Создание доверительных взаимоотношений с подчиненными – залог успешности любого совместного дела, отмечает начальник Центра карьеры СВФУ Александр Индеев. «Но если у руководителя во главу угла становится только выстраивание дружеских связей с подчиненными, производительность труда оказывается низкой, ведь зачастую для сохранения дружеских взаимоотношений с сотрудниками руководитель опускает планку требований по тем или иным задачам», – предупреждает он.

У руководителя должна быть высокая общая нервно-психическая напряженность – как никак, в его распоряжении целый коллектив

Разумеется, это сказывается на результатах не лучшим образом, добавляет эксперт: «Работать под началом такого руководителя становится для подчиненных делом монотонным, сотрудники теряют интерес к работе, появляется ощущение бессмысленности своих усилий. Они перестают проявлять инициативу и самостоятельность, их затягивает однообразная привычная деятельность», – отмечает Александр Индеев.

Другими словами, добавляет начальник Центра карьеры СВФУ, ставка на доверие и дружбу с подчиненными не всегда работает: «Сначала они любят душку-«босса», а потом садятся ему на шею. Строгий же начальник сможет «выжать» из своих сотрудников больше. Главное – не переусердствовать и не запугать работников. Золотая середина – быть нейтральным, независимым», – подытоживает эксперт.

«Похвала, в отличие от ругани, мотивирует. Она помогает сотруднику понять, как нужно делать вместо того, как нельзя, при этом ища способы защиты. Сотруднику важно знать, что его усилия и работа ценны, а чем более ты ценен для кого-то, тем лучше – чтобы поддержать собственный положительный имидж в глазах как минимума руководителя, как максимум – коллег. Главное, чтобы похвалы не было слишком много, иначе она потеряет свою ценность»Марианна Хабарова, исполняющий обязанности руководителя Центра занятости Якутска

Важной личностной чертой руководителя является независимость, уверены в Институте психологии СВФУ. «Это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства», – объясняет Евгений Слепцов.

Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно, добавляет эксперт. «Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники — это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление», – подытоживает Евгений Слепцов.

Негатив по поводу и без



Возьмем другой вариант действий. Два месяца работы для вас оказались очень напряженными: даже несмотря на то, что вы подменили больного менеджера, перевыполнили поставленный коллективу ежемесячный план работ и нашли организации новых партнеров, начальник почему-то не замечает маленьких побед своих подчиненных. Мало того, руководитель время от времени отчитывает коллектив по малейшему поводу, из-за чего атмосфера на работе довольно напряженная, но работники не теряются и работают с еще большим рвением.

Практика показывает, что чаще всего компании добиваются успеха под руководством «жестких» руководителей, а их работники очень преданы делу, заинтересованы и эффективны, объясняет начальник Центра карьеры СВФУ. «Но часто в процессе работы на такого руководителя у работников накапливается отрицательное отношение — это нормально, все мы люди. В итоге это приводит к тому, что накопившийся негатив выплескивается в какой-то момент сразу и приводит к тем или иным последствиям, – рассказывает Александр Индеев. – Для решения этого руководителю просто необходимо найти некую «золотую середину», настроить коллектив на эффективную работу и конструктивную критику как с одной, так и с другой стороны».

Руководитель должен быть энтузиастом, воодушевляющим коллектив, однако часто руководители бывают властолюбивы, лоэтому их раздражают те, кто не идет за ними

Неуравновешенный начальник вряд ли будет пользоваться в коллективе авторитетом, считает исполняющий обязанности руководителя Центра занятости Якутска Марианна Хабарова. «Коллектив чувствует, насколько руководитель уверен в возможности решения поставленных им задач, – объясняет она. – Одно из неотъемлемых качеств главы организации – контроль над своими эмоциями, умение быть невозмутимым и уравновешенным».

«Руководитель – это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию, – рассказывает начальник отдела образовательных программ ИП СВФУ Евгений Слепцов. – Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий – неврозами, психическими заболеваниями».

Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки, предлагает психолог. «Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и так далее», – подытоживает Евгений Слепцов.

Что в итоге


Руководитель должен быть личностью с большой буквы и вызывать к себе определенное уважение, отмечают в Центре занятости города Якутска. Наличие уверенности в себе у начальника также является положительным фактором в управлении коллективом: «Практическая способность к решению творческих задач, креативность мышления подымут их обладателя в сознании подчиненных. Подчиненные будут беспрекословно подчиняться изобретательному и умному начальнику», – уверена Марианна Хабарова.

По мнению начальника Центра карьеры СВФУ Александра Индеева, руководитель-тиран, который контролирует каждый шаг своих подчиненных, и руководитель-добряк, позволяющий ничего не делать лишь бы быть «другом» – лидеры вчерашнего дня. Сегодня успешный управленец скорее проявит доброжелательность и терпимость, пробуждая в сотрудниках энтузиазм и помогая их профессиональному и личностному росту.

«Один из наиболее корректных, на наш взгляд, подходов взаимодействия руководителя с коллективом является общение на основе увлеченности совместным рабочим процессом, – предлагают в Центре карьеры СВФУ. – Здесь начальник выступает в роли лидера, генератора и одновременно ключевого игрока в рабочих процессах. Главную роль здесь играет то, что руководитель вовлекает в работу сотрудников с позиции творческого процесса. Это и является основой для общения в коллективе. В эффективных командах ярко действуют социально-психологические механизмы, и при правильном дополнительном включении экономических рычагов достигаются высокие результаты труда».

«Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет», – отмечает Евгений Слепцов. Эксперт добавляет, что уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Формированию качеств, которые помогут стать хорошим руководителем, могут способствовать социально-психологические тренинги, иные специальные формы обучения, добавляет психолог. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность.

Фото: из открытых источников

Читайте нас в Telegram

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.