/ Иван Евсеев

Что мы знаем о культуре питания?

В условиях глобализации люди стали приобщаться к пищевой культуре других стран мира. Те же суши, пицца, гамбургеры, наггетсы занимают главенствующую позицию в ежедневном рационе современного человека, придя на замену традиционным блюдам своей культуры. «НУ_онлайн» попытался выяснить, к чему может привести эта тенденция.

В России о здоровом питании задумываются часто. Есть даже целые проекты. К примеру, «Проблема валоризации и популяризации культуры питания народов Севера в современных условиях на примере Якутии» Российского гуманитарного научного фонда и фонда «Дом наук о человеке». Он берет своё начало в 2014 году, когда Центр сотрудничества с франкоязычными странами Северо-Восточного федерального университета подписал договор с Университетом имени Франсуа Рабле для совместных исследований в области культуры питания и дальнейшего представления питания как культурного наследия. И основная цель проекта направлена то, чтобы признать северную кухню в качестве мирового богатства.

В ходе реализации проекта были изучены историко-этнографические материалы, составленные Мааком, Серошевским, Фишером и другими учеными, посвятивших работы культуре и традициям народов Севера, и был проведен культурно-социологический опрос в районах Республики Саха (Якутия). Основные направления, по которым проводились исследования, связаны с темой трансформации культуры питания в условиях городской среды, с феноменом азиатской кухни, с кухней выживания в годы Великой Отечественной войны и с холодными продуктами питания.

Исследователи коснулись вопросов языка и культуры. «Первый вопрос касался темы пословиц и поговорок о еде. Люди постепенно начали забывать их. Мы собрали их и составили большой список, по которому провели опрос среди населения Верхневилюйского, Мирнинского, Намского, Оймяконского, Сунтарского и Усть-Алданского районов – что помнится, а что забылось», – сказала директор Центра сотрудничества с франкоязычными странами СВФУ Изабелла Борисова. Так, 75% жителей Верхневилюйского района, 64% – Мирнинского, 90,9% – Намского, 82% – Сунтарского, 95% – Усть-Алданского, считают, что знают пословицы и поговорки о еде, дошедшие до них от предков, и они активно используют их в повседневной жизни.

Пищевые табу


У народов Севера существуют различные табу, которые касаются еды. Например, невеста при переезде в дом своего будущего мужа не должна есть гостинцы, привезённые с собой. Это один из архаичных обычаев, которые люди до сих пор помнят. В свое время люди не ели мясо гагары, так как она была символом шаманства.

Существует отдельная категория табу, посвящённая беременным женщинам

Если съесть мясо той же гагары, то ребёнок родится с речевыми нарушениями и с деформацией конечностей. Нельзя есть сухожилия, мясо тайменя, мясо в районе половых органов животных и так далее. Их очень много и люди до сих пор придерживаются этих табу. Но одним из самых популярных является запрет на медвежатину, так как ребёнок родится злым и нервным.

Насколько меняется культура питания в Якутии


Как говорит заведующий межкафедральной социологической лабораторией Финансово-экономического института СВФУ Декабрина Винокурова, по данным социологических опросов большая часть населения придерживается того мнения, что натуральные продукты должны быть на столе каждой семьи. «Это, наверное, диктуют наши природно-климатические условия. Но молодая часть населения более подвержена нововведениям, им кажется, что необязательно есть натуральные продукты. Они с легкостью могут перейти на фастфуд. И предпочитаемые продукты питания зависят от сезонности. От сезонности мы, наверное, никак не отойдём. Природа нас приговорила к тому, что мы должны будем есть больше мяса и более калорийную пищу зимой, а летом переходить на чуть более лёгкое питание, разнообразить рацион», – рассказала заведующий лабораторией.

Профессор, доктор антропологии Университета им. Франсуа Рабле Изабель Бианки отметила четыре причины, которые стали толчком для изучения культуры питания. «Сейчас мы находимся в процессе глобализации. Есть такое впечатление, что мы должны есть одно и то же: пиццу, гамбургеры, суши и так далее. Это во-первых. Вторая причина – это сохранение биологического разнообразия. И когда мы будем говорить о том, что культура питания разнообразна, то мы ещё будем говорить о разнообразии экосистемы. Третья причина связана, конечно же, со здоровьем. С трансформацией традиционной культуры питания мы начали встречаться с новыми патологиями. Поэтому, изучение традиционного питания является необходимым. И, в-четвёртых, одна из причин связана с памятью, с общей коллективной памятью. Обычно ведь говорят: как идти вперёд, если ты не знаешь того, что было раньше. Речь идёт о том, чтобы начать коллекционировать память прошлого», – отметила в своей речи профессор.

С трансформацией традиционной культуры питания мы начали встречаться с новыми патологиями, считают эксперты

Для изучения культуры питания в Якутии существовали две причины: проблемы с экологией (экстремальные климатические условия) и социокультурный условия жизни в регионе (совместное проживание различных этносов и культур). Ведь питание, как и во всем мире, долгое время не считалось серьёзным научным объектом для изучения, особенно в плане социального аспекта.

В Университете им. Франсуа Рабле созданы все условия для плодотворной работы в этом направлении: существует психологический центр по борьбе с пищевыми привычками и экспертный центр по культуре питания, который объединяет множество сфер науки. И, как отмечают специалисты, сотрудничество СВФУ с Университетом им. Франсуа Рабле приведёт к хорошим результатам в области изучения культуры и традиций народов Севера.

«Я хочу сказать, что сегодня очень важно сопоставлять культуру с другими аспектами человеческой деятельности. Мы сегодня проживем в эпоху глобализации и нам, конечно, важно воспользоваться всеми техническими новшествами, но в то же время нам важно сохранить ту уникальность, которая нас отличает. И вопрос этнической идентичности звучит одинаково не только в Якутии, но и во всем мире. Народы пытаются сохранить своё культурное наследие», – заключила госпожа Бианки.

Фото: из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.