/ Евгений Онуфриев

Что скрывает детская агрессия

Психологами давно установлено, что в силу возрастных особенностей подростки более подвержены агрессивному поведению, однако распространение в детско-подростковой среде данного феномена можно объяснить скорее влиянием культурных и социально-психологических факторов современности. Каковы причины опасного явления?

В психологических теориях личности существуют различные подходы к объяснению феномена агрессии, отмечает доцент кафедры социальной и этнической психологии ИП СВФУ Любовь Старостина. «С точки зрения биологического подхода агрессия заложена в самой природе человека, и некоторый ее уровень необходим для выживания вида», – объясняет психолог. Однако, добавляет эксперт, сама агрессия напрямую связана с проявлением насилия, которое люди могут выражать по отношению друг к другу.

Социальный феномен


Проблему агрессии достаточно плотно изучали на Западе, в частности это исследования американских и канадских ученых, которые проводились в 70-е и 80-е годы прошлого века. Ставились даже эксперименты в отдельных городах на предмет влияния сцен насилия по ТВ и соответствующих видеопродукций на уровень агрессии личности у молодых людей. Полученные результаты позволили психологам выявить факторы риска возникновения насилия на уровне социума, семьи и индивидуума.

«Здесь мы переходим к рассмотрению агрессии как имеющему социальную природу, – отмечает Любовь Старостина. – По мере эволюции и развития человечества феномен агрессии становится еще более сложным – появляется больше факторов, которые могут даже способствовать ее появлению и формированию».

Со стороны культуры и социума можно назвать такие факторы риска, как отсутствие в общественном сознании четкой оценки и критического отношения, осуждения по отношению к феномену насилия, объясняет психолог. «В современной России, независимо от этнической принадлежности, семейные отношения строятся на патриархальной, консервативной основе, хотя бы потому, что многими родителями в качестве метода дисциплинирования используются физические наказания», – добавляет Любовь Старостина. При этом шлепки, угрозы, наказания ремнем многими гражданами воспринимаются как должное, говорит эксперт, – разница заключается лишь в степени частоты прибегания родителей к этим «методам воспитания».

Современные дети воспринимают агрессию как должное, считают психологи

Как подчеркивает доцент кафедры социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ Ариадна Семенова, подростковый возраст является стадией жизни, имеющей высочайший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой продолжается формирование пожизненных социальных навыков, на которые могут влиять различные факторы.

Агрессивное поведение подростков в настоящий момент зависит также от социально-экономических факторов, существующих в современном обществе, считает социолог. «Степень агрессии возрастает во времена смуты, в переходный период существующей системы, – объясняет Ариадна Семенова. – Примером является активность молодежной субкультуры, такой как, например, скинхеды в перестроечный период. Агрессивное поведение подростков являлось и остается формой протеста и отсутствия надежд на будущее».

Агрессивная республика


Доцент кафедры социальной и этнической психологии ИП СВФУ Любовь Старостина приводит пример своих исследований, которые она проводила в республике в начале 2000-х годов. «Среди четырех выборок семей из культуры оленеводов, сельских и городских саха, а также городских русских, мною было обнаружено следующее: практически во всех семьях независимо от этнокультурной принадлежности, родители сами проявляли высокую толерантность к проявлению агрессии со стороны своих детей по отношению к другим детям», – отмечает психолог.

Так, многие отцы и даже матери были уверены в том, что правильно учат детей отвечать «ударом на удар», отмечает Любовь Старостина. «При этом любые проявления агрессии ребенка по отношению ко взрослому резко пресекались и не поощрялись. Мало кто из родителей указывал на необходимость обучения ребенка адекватному реагированию в таких ситуациях. Тем не менее в нашей современной реальности агрессия все же остается считаться нормой, и наши дети воспринимают агрессию как должное», – подытоживает доцент.

Агрессивное поведение подростков является формой протеста и отсутствия надежд на будущее

«Сегодняшние юноши и девушки — это дети, которые родились в драматичный период нашей истории, в начале 90-х годов, – в свою очередь отмечает социолог Ариадна Семенова. – Детство современных подростков пришлось на годы, когда родители, причем даже самые любящие и заботливые, оказались перед фактом, что надо бороться за существование».

Заниматься семьей попросту не хватало времени и сил, отмечает социолог. «В итоге дети, подростки, молодежь оказались не просто предоставленными сами себе, а брошенными обществом на произвол судьбы, – заключает доцент кафедры социологии и управления персоналом ФЭИ СВФУ. – Их воспитателями стали телевидение, видео- и компьютерные игры, а также улица, являющаяся идеальной кузницей кадров для многочисленных преступных группировок».

Откуда растут корни


Следующий фактор, провоцирующий риск возникновения агрессии, по мнению Любови Старостиной, – это демонстрация насилия в СМИ. Причем, добавляет эксперт, агрессия транслируется не только в новостях, но и в фильмах, сериалах, реалити-шоу и даже мультфильмах и компьютерных играх.

Старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса ЮФ СВФУ Александр Бердников соглашается с тем, что условия, в которых сегодня находятся современные подростки, вызывают серьезную озабоченность в социальном плане. «Сегодня по ТВ слишком часто показывают то, что дети не должны видеть и слышать – боевики, криминальные сериалы, содержащие в себе сцены насилия, в эту же категорию можно отнести компьютерные игры, – объясняет Александр Бердников. – Во-вторых, подросткам стали меньше уделять внимания как в школах, так и в самих семьях. Несомненно, все это негативно влияет на неокрепшие детские умы».

«Это действует на уровне бессознательного – архетипов, имеющих мощное влияние на еще не сформировавшуюся психику и сознание подрастающего поколения. Трансляция сцен насилия с экранов телевизора и компьютерных игр искажает восприятие реальности, – ставит проблему Любовь Старостина. – Дети и подростки в силу возрастной нехватки критичности мышления оказываются неспособными различать хорошее от плохого, дозволенное от недозволенного, адекватное от нездорового – появляется толерантность к насилию, повышается восприимчивость к агрессии».

Также она добавляет, что во многих наших школах, особенно среди подростков и притом независимо от их половой принадлежности, можно встретить явление «буллинга», когда группой выбирается одна жертва – чаще это ребенок, который чем-то отличается от остальных, не вписывающийся в их групповые ценности.

Проблема не в детях, а в окружении


Здесь также стоит отметить категорию детей, имеющих те или иные органические нарушения в деятельности мозга, в силу действия которых могут оказаться либо сами агрессорами и, одновременно, становиться жертвами. «Это детская агрессия, которая часто встречается из-за того, что такой ребенок не знает других форм выражения своих эмоций, – рассказывает Любовь Старостина. – В связи с внедрением во многих школах инклюзивных элементов образования, в массовые школы принимаются дети с определенными диагнозами. Уже это выступает одним из провоцирующих моментов в проявлении агрессии со стороны «здоровых» сверстников».

Психолог подкрепляет свой комментарий тем, что к ней на консультацию довольно часто поступают обращения по поводу психологических проблем взаимоотношений таких детей со сверстниками. По мнению Любови Старостиной, это отдельный и острый вопрос, который затрагивает проблему психологической готовности нашего общества к инклюзивным процессам.

Часто отклонение от здорового поведения является видимой причиной конфликтов, под которой коренятся проблемы взаимоотношений в семье, школе и обществе

Директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования Пантелеймон Егоров в свою очередь отмечает, что проблема не в детях, а в том, что их окружает. «В педагогике, университетской и журналистской сферах есть большая проблема – у нас нет единого терминологического глоссария, – рассказывает директор. – Мы говорим, что должны быть толерантны друг к другу, в том числе и к детям с проблемами здоровья, но то ли слово мы используем? Тот же термин «инвалид» вообще отсутствует в Федеральном законе об образовании РФ».

Пантелеймон Егоров добавляет, что слово «толерантность» впервые начали использовать в рамках терпимости к животным. «Как ученый и педагог я против этого термина – почему я должен терпеть этого ребенка? Я должен его уважать, любить, – объясняет эксперт. – Из-за этого у детей и возникает такое явление, как агрессия. Мы, взрослые, сами порождаем ее, неважно – нормальный это ребенок или с проблемами здоровья».

Семья как первопричина


«Конечно же, следует отметить самый главный фактор, объясняющий появление насилия в человеческой культуре вообще – это опыт семейных отношений, – продолжает Любовь Старостина. – Чаще всего агрессорами вырастают дети, чьи родители сами проявляли по отношению к ним психологическое, эмоциональное, физическое насилие».

В итоге порождается замкнутый круг, где без помощи квалифицированного психолога или психотерапевта не обойтись, считает психолог. «Модель семейных отношений, где имело место та или иная форма насилия, имеет свойство передаваться из поколения в поколение, – рассказывает Любовь Старостина. – Тут уже область психоанализа и психотерапии. Причины могут быть разные. Самые распространенные: нестабильность семейной структуры, эмоциональное отвержение ребенка родителем, личность самого родителя и личность ребенка».

Один из факторов, провоцирующих риск возникновения агрессии, – это демонстрация насилия в СМИ

Доцент кафедры экономики и управления производством ФЭИ СВФУ Надежда Мельникова также подчеркивает, что именно семья является основой психологического благополучия. «Важно оказывать помощь семьям, готовить семейных психологов, – советует социолог. – В Якутии не хватает дошкольных психологов, способных оказать психокоррекционную помощь детям и психологическую поддержку их родителям». Отметим, что это выяснилось по результатам социологических исследований, в которых приняли участие 278 якутян из разных районов республики.

«Решение проблемы детской агрессии требует принятия неотложных мер. Необходимо располагать достоверной информацией о том, как формируется приобщение подрастающего поколения к поведению, негативно сказывающемуся на здоровье, какие факторы оказывают влияние на этот процесс», – предлагает социолог Ариадна Семенова.

Сейчас насилие является не столько психологической, а сколько социальной проблемой, требующей превентивных мер со стороны общественности и государства, подытоживает Любовь Старостина. «Помимо реабилитационной работы с жертвами насилия, необходимо внедрить в образовательные учреждения образовательные программы, которые бы освещали юридические, социальные и психологические стороны проблемы насилия», – предлагает психолог. По мнению эксперта, знание вышеперечисленных вопросов будет способствовать повышению психологической культуры всех участников образовательного процесса – администрации, учителей, родителей и самих учащихся.

Любовь Старостина,
доцент кафедры социальной и этнической психологии ИП СВФУ:

Бичом современности стала катастрофическая нехватка свободного времени у родителей. Обремененные трудовыми и финансовыми обязательствами, они реже видятся и общаются с детьми. Снижается не только количество времени общения, но и качество. И со временем расстояние между ними становится настолько труднопреодолимым, что без квалифицированной психологической помощи, бывает, не обойтись.

Подверженный хроническому стрессу, эмоционально выгоревший на работе родитель оказывается неспособным правильно и адекватно реагировать на детские проделки и шалости. Даже простые просьбы детей о внимании и любви воспринимаются родителями как капризы и приставания. Так рождается равнодушие в детях, откуда рукой подать до формирования жестокости.

Пантелеймон Егоров,
директор Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ:

Общество еще не готово к внедрению инклюзивного образования. Как показывает практика, сегодня даже директора школ отказывают детям с особыми образовательными потребностями инклюзивно обучаться в школе. Недавно по якутскому телевидению показывали родителя, обратившегося к главе республики с просьбой защитить права его ребенка, которого буквально изжили из школы, где он обучался инклюзивно. Глава обязал выполнять федеральный закон.

Этот пример показывает, что даже руководители образовательных организаций не готовы и не желают принимать форму инклюзивного обучения. Что тогда говорить об учителях и родителях, которые тем самым создают агрессию между детьми?

Фото: Светлана Павлова, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.