/ Игнат Алексеев

Дальний Восток ‒ во снах и наяву

Над Дальним Востоком сгущаются тучи, многочисленные угрозы нависли вереницей дамокловых мечей. Такую картину нам рисуют российские СМИ и отчеты чиновников. Над задачей «Как спасти регион?» бьются лучшие умы страны: одна оригинальная мысль сменяется другой. "НУ_Онлайн" решил разобрать самые нетривиальные идеи, высказываемые в ходе этого всероссийского «брейнсторма».

1. НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ

Инициатор: Дмитрий Медведев
Инвесторов, которые открывают бизнес в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, предполагается на пять лет освободить от уплаты налогов на прибыль, на добычу полезных ископаемых, на имущество и на землю.
Виталий Алексеев:Предложение ввести режим налоговых льгот на Дальнем Востоке является актуальным в аспекте создания территорий опережающего развития. Считаю, что меры, предложенные председателем правительства России Дмитрием Медведевым, являются важнейшими инструментами для обеспечения социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока. Важно, чтобы эти предложения внедрялись в комплексе, вместе с другими инструментами, например, в демографической политике, социальной сфере. И, конечно, надеюсь, что все инициативы будут реализованы, а не останутся очередным проектом. К сожалению, многие инициативы так и остаются на бумаге.

2. БЕСПРОЦЕНТНАЯ ИПОТЕКА

Инициатор: Минэкономразвития РФ
В целях привлечения и закрепления квалифицированных специалистов в регионе Минвостокразвития России предлагает увеличить доступность ипотечного кредитования для всех жителей Дальнего Востока за счет предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию оплаты в полном объеме первоначального взноса ипотечного кредита.
Михаил Николаев: Вполне рациональное предложение. Однако для улучшения доступности ипотечного кредитования должны быть разработаны четкие критерии для предоставления таких субсидий, стимулирующие их совокупный спрос на территории региона и, следовательно, развитие региональной экономики в целом и в частности отрасли строительства. Каким категориям работников, через какие банки, из каких источников и в каком размере будут предоставлены такие субсидии?Пример: Компенсация оплаты в полном объеме первоначального взноса ипотечного кредита, который, к примеру, у ВТБ-24 составляет 11,45%, без снижения самой ставки кредита до 4-5% не является доступной. При ставке 11,45% на 30 лет, кроме основной суммы кредита, уплачивается 343,5% за проценты по ипотеке.

Таким образом, человек, получающий ипотечный кредит, вступает в настоящую кабалу от банка, предоставившего этот кредит. Можно сделать вывод, что эта мера требует существенных изменений с обеспечением государственного регулирования для привлечения и закрепления квалифицированных специалистов в регионе.

3. МГНОВЕННОЕ ГРАЖДАНСТВО

Инициатор: ЛДПР
Владимир Жириновский предложил упростить выдачу российского гражданства для тех соотечественников, которые, вернувшись в Россию, выбирают своим постоянным местом жительства Дальний Восток: лидер ЛДПР считает, что переселенцам на Дальний Восток гражданство нужно предоставлять сразу, автоматически, а не по истечении срока в 5-8 лет. При этом он выдвинул условие, что получившие гражданство на Дальнем Востоке должны там прожить 10 лет.
Виталий Алексеев: Вполне возможно, это предложение лидера ЛДПР следует поддержать. Однако за принципиальным согласием необходимо тщательно изучить детали реализации данного предложения. В условиях, когда в регионах Дальнего Востока сохраняется высокий уровень преступности, следует внимательно отнестись к каждому такому переселенцу. Кроме того, надо учитывать, что социальная инфраструктура: детские сады, школы, больницы – недостаточно развита, что может привести к определенной напряженности в случае резкой миграции с западных районов на восток страны.

Нынешняя социальная инфраструктура едва отвечает потребностям жителей Севера и Дальнего Востока.

Другая злободневная проблема – перенасыщенность рынка трудовых ресурсов в крупных городах дальневосточного региона, с одной стороны, с другой – нехватка рабочих мест в сельских районах, что может стать причиной напряженности в межнациональных отношениях. Таким образом, вопрос реализации данного предложения необходимо рассматривать в свете различных аспектов, комплексно.

4. «ОТКОС» ОТ СЛУЖБЫ

Инициатор:ЛДПР
Законопроектом, внесенным на рассмотрение Госдумы 29 января 2014 года, предлагается отменить призыв в армию для жителей Дальнего Востока. Как подчеркивается в пояснительной записке, «отменив призыв в армию для жителей Дальнего Востока, государство сможет получить прирост населения на Дальнем Востоке до 400 тысяч человек сразу, а также до 200 тысяч уклоняющихся от призыва в пределах страны и около 200 тысяч за границей и стабильный прирост в будущем».
Анатолий Попов: Это пустой популизм. В этом предложении нет никакого рационального зерна, лишь желание поэпатировать, быстро повысить себе рейтинги. Даже если допустить, что такой законопроект пройдет (а это сложно даже представить), то это не решит проблем Дальнего Востока. Если и будет какой-то прирост, предсказываемый ЛДПР, то подумайте, насколько качественен он будет? Сколько бы армию ни критиковали, она является неотъемлемой частью государства, одна из ее основ. Нужны ли Дальнему Востоку люди, приехавшие из-за одной боязни, за легкой жизнью? Я думаю, ответ очевиден.

5. ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

Инициатор:Дмитрий Медведев
Переселить некоторые органы власти из Москвы на Дальний Восток, а вместе с ними и штаб-квартиры некоторых крупных госкомпаний. С такой революционной идеей выступил в начале февраля этого года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Кроме того, Медведев предлагает не только физический переезд, но также хочет, чтобы компании платили налоги не в Москве, а на Дальнем Востоке.
Анатолий Попов: Это очень хорошая идея. В идеале так все должно и было быть. Переезд офисов компаний, а тем паче их возможная регистрация там, где находятся их основные производительные силы, оздоровит экономику не только отдельно взятого региона, но и всей России.

Сейчас у нас наблюдается чрезмерный уровень централизации, что и приводит к неравномерности экономического развития в территориальном разрезе. Переезд министерств и госкомпаний на Дальний Восток неизбежно приведет к улучшению всей инфраструктуры региона и повышению уровня жизни населения.

6. УКРАИНА ‒ НАМ, МЫ ‒ УКРАИНЦАМ

Инициатор: Минвостокразвития РФ
Жители Украины могут выступить кадровым резервом при становлении территорий опережающего развития на Дальнем Востоке, заявил журналистам министр развития Дальнего Востока Александр Галушка. По его словам, Дальний Восток должен развиваться опережающими темпами при масштабном привлечении инвестиций, однако нехватка трудовых ресурсов является одним из сдерживающих факторов. «В министерстве в ходе экспертных обсуждений такие варианты рассматривались еще задолго до событий, которые сейчас происходят на Украине», ‒ сказал Галушка.
Михаил Николаев: Можно предположить, что кадры из Украины по уровню квалификации будут отличаться в лучшую сторону от мигрантов из среднеазиатских республик СНГ. С другой стороны, еще неизвестно, чем закончатся политические события на Украине, поэтому делать упор на эту группу рабочей силы не следует. При нехватке трудовых ресурсов такой вариант может быть использован, но встанут вопросы организационного и социального характера. В качестве альтернативного предложения, если речь идет о квалифицированных работниках из Украины, их использование возможно вахтовым способом работы, с предоставлением привилегированных условий жизни.

ОБЩИЕ КОММЕНТАРИИ:

Перераспределить ресурсы
Михаил Николаев:
В условиях начинающегося спада в экономике России решение вопроса нехватки трудовых ресурсов, в первую очередь, следует искать за счет эффективного перераспределения трудовых ресурсов в самом регионе, снижения уровня безработицы и повышения производительности труда.
В целом некоторые предложения Минвостокразвития по привлечению рабочей силы на Дальний Восток вполне реальные и могут дать положительный эффект в решении данной проблемы.
Если говорить подробно, то доступность ипотечного кредитования повысит миграционную привлекательность региона, будет способствовать закреплению населения, в том числе и уже живущего на данной территории.

Речь, например, может идти о молодежи, молодых семьях, заинтересованных в улучшении жилищных условий, ведь жилищная проблема является одним из основных сдерживающих факторов рождаемости населения, тем самым будет решаться проблема улучшения демографической ситуации в регионе. На наш взгляд, беспроцентная ипотека является механизмом закрепления населения в регионе как минимум на период погашения ипотечного кредита.

Результативность данной меры может быть оценена с точки зрения ожидаемых эффектов: социального (повышение качества жизни), демографического (естественный прирост, снижение миграции) и экономического (сокращение кадрового дефицита).
Потоки мигрантов в наш регион вряд ли будут массовыми, учитывая специфику, прежде всего трудоустройства. К тому же массовый приток населения резко увеличит нагрузку на социальную инфраструктуру, необходимо обустроить вторых членов семей, в том числе местами в детских дошкольных учреждениях, учебных заведениях, медицинским обслуживанием и т.п. Учитывая существующий опыт размещения и обустройства беженцев на территории России, это традиционно регионы с благоприятными природно-климатическими условиями.

Ориентация на человека
Анатолий Попов: Модель экономического развития нашей страны как либеральная и «сырьевая экономика» за счет выгодной продажи нефти, природного газа, угля и других сырьевых ресурсов на мировом рынке постепенно утрачивает свою первоначальную значимость. В Послании президента РФ Федеральному собранию 12 декабря 2013 года впервые четко определена стратегия развития Сибири и Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХ век. В ближайшее время будут определены регионы опережающего развития этих регионов. В этой обстановке очень важно определить критерии опережающего развития экономики Якутии.

В конце концов мы всегда должны ориентироваться на повышение уровня жизни населения.

Критерии обеспечения качества жизни представляют собой оценку состояния экономики с точки зрения процессов, отражающих сущность жизнеобеспечения людей. Критериями качества жизни населения являются уровень благосостояния населения, позитивные демографические показатели, рост средней продолжительности жизни населения, организованный рынок труда и рациональная занятость населения, образовательный, интеллектуальный и информационный потенциал страны, здоровый образ жизни, состояние экологической среды обитания людей и другие.
Какие вызовы стоят перед нами? Во-первых, повышение экономических функций Правительства РС(Я) как наиболее эффективного двигателя в реализации в жизнь экономической политики государства путем обеспечения слаженной работы всех отраслей народного хозяйства. Во-вторых, определение наиболее эффективной формы развития производительных сил республики как формирование региональных территориальных кластеров и особой свободной экономической зоны. И, в-третьих, повышение качества жизни устойчивого развития реальной экономики и социальной сферы. Если нам удастся достойно ответить на эти вызовы, мы можем говорить о повышении качества жизни. А именно это и должно быть приоритетом ‒ всегда и везде.

Главное ‒ доверие
Виталий Алексеев:
Несмотря на принимаемые меры государственной поддержки Севера и Дальнего Востока РФ, следует отметить, что эффективность решения социально-экономических проблем Севера остается на невысоком уровне. Очевидно, что в первую очередь это вызвано проблемами в управлении социально-экономическим развитием северных территорий.
Комплекс проблем в управлении заключается в неэффективном стратегическом планировании по развитию северных территорий, неспособности органов федеральной власти рассматривать коренные народы как успешные самостоятельные организационные структуры по управлению территориями, в отсутствии системы вовлечения органов региональной власти и органов местного самоуправления в процесс реализации проектов по развитию северных районов, в процесс управления природными ресурсами.
Как следствие, социальные и экономические проблемы северных территорий страны не теряют своей остроты.

Низкий уровень жизни в северных регионах страны обусловлен неразвитостью транспортной инфраструктуры, высокими ценами на продукты питания, услуги, удаленностью населенных пунктов от крупных центров, суровыми климатическими условиями, труднодоступностью внедрения инновационных технологий.

Усугубляются социальные проблемы, такие как незанятость населения, алкоголизм, высокий уровень заболеваний, рост преступности. Отдельно следует выделить проблемы коренных малочисленных народов Севера, которые в силу интенсивного промышленного освоения, загрязнения окружающей среды теряют территории традиционного природопользования и хозяйствования, меняют привычный уклад жизни.
Как достичь устойчивого роста экономики, какие инструменты управления, государственного регулирования должны быть применены для обеспечения высокого уровня жизни – вопросы, которые недостаточно разработаны в стратегическом планировании по развитию северных территорий. Отметим, что многие концептуальные и стратегические документы, принятые правительством РФ в течение последнего десятилетия, имеют преимущественно декларативный характер, дублируют друг друга, нередко противоречат федеральному законодательству.
Как результат, мы видим слабость институциональной системы поддержки северных и дальневосточных территорий. Неэффективность управленческих решений заключается также и в разработке законов по развитию северных районов без механизмов по их реализации, принятии госпрограмм по поддержке Севера без финансового обеспечения.

Законопроекты, которые могли бы создать условия для развития северных территорий, даже пройдя все необходимые согласования и слушания в Госдуме, не принимаются руководством России.

Зарубежный опыт показывает, что для обеспечения устойчивого развития северных территорий необходимо начать воспринимать коренные малочисленные народы Севера как равноправных партнеров по совместному управлению природными ресурсами, также необходимо создать систему по вовлечению органов местного самоуправления, профессиональных сообществ, местного населения в процесс реализации проектов по устойчивому развитию северных территорий. Первые подобные шаги уже делаются и в России, и их следует поставить на системную основу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.