/ Гаврил Семенов

Егэ-гей! Что в тебе всего трудней?

Совокупные результаты ЕГЭ по школам и регионам страны оказались под грифом «секретно». Мы рассмотрели ситуацию и попытался разобраться в перипетиях единого госэкзамена.

Не показатель

Кто только не критикует пресловутый экзамен: Задорнов, патриарх Кирилл, Макаревич… Ругать единый госэкзамен должно было стать моветоном: «мейнстрим» надоедает. Однако обществу экзамен все еще неприятен. Согласно опросам, большинство россиян к уровню оценки знаний на основе единого госэкзамена относится скептически*. Противников ЕГЭ больше, чем его сторонников, и их ряды только пополняются.

*48% опрошенных полагают, что ЕГЭ оценивает знания выпускников школ хуже по сравнению с обычным экзаменом. Более объективным его считают всего 10% респондентов (за прошедший год этот показатель уменьшился почти в два раза – в мае 2014 года 19% респондентов полагали так). Опрос Левада-центра, июнь 2015 года.

Официальный сайт, посвященный ЕГЭ, определяет единый госэкзамен как «форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы». Если Министерство образования и науки РФ убеждает, что результаты ЕГЭ адекватно воспроизводят способности выпускника школы, то качество образования в самих школах, по их утверждению, они совершенно не отражают. «Нельзя оценивать работу педагогов, директоров школ и муниципалитетов по результатам ЕГЭ», – ответил нашему изданию заместитель министра образования РС(Я) Эдуард Кондратьев на запрос о предоставлении данных ЕГЭ по городу Якутску. Он объясняет запрет тем, что это было сделано с целью снизить давление на персонал образовательного учреждения и пресечь нарушения на экзамене со стороны коллектива школы.

Раньше показатели ЕГЭ являлись критерием оценки работы не только учителей и директоров, но и глав регионов. Вместе со смертностью населения и сальдо бюджета принимался во внимание и средний балл госэкзамена.

Губернатор Тульской области Владимир Груздев приказал уволить директоров школ, где два года подряд фиксировались провалы. Сегодня результаты ЕГЭ убраны из критериев оценки работы глав по той же причине, по какой они убраны из критериев оценки школ: исключить вариант, когда все от школьника до губернатора становились прямо заинтересованными в высоких баллах.

Все это привело к тому, что теперь результаты ЕГЭ в разрезе общеобразовательных учреждений и регионов обществу не предоставляются, то есть показатели по школам превратились в сугубо служебную информацию ведомств и не поддаются огласке. Мы попросили Центр мониторинга качества образования РС(Я) прокомментировать сложившуюся ситуацию. «Результаты экзамена не являются основным инструментом оценки качества образования в Российской Федерации. Они не должны рассматриваться как показатель эффективности ни исполнительной власти, ни общеобразовательных коллективов, ни учителей», – повторяет за Минобром директор Центра мониторинга качества образования РС(Я) Надежда Попова.

Однако то, что теперь Министерство образования не будет оценивать школы по результатам ЕГЭ, не означает, что родителям не интересно знать эти показатели. Экзамен потенциально позволяет определить изъяны в образовательном процессе каждой школы или региона. Однако данная полезная функция остается неиспользованной.

Безусловно, существуют и другие факторы, определяющие эффективность школы. «Единый экзамен является всего лишь одним из нескольких показателей независимой оценки качества образования, – отмечает начальник Управления образования Нерюнгринского района Ольга Вицина. – Но кроме результатов ГИА качество преподавания в школах определяется участием в проектной деятельности, олимпиадах и творческих конкурсах, углубленным изучением предметов, предпрофильным образованием в 10-11 классах». Она добавляет: важны не столько результаты ЕГЭ, сколько доверие родителей своего ребенка образовательному учреждению, их выбор. Однако выбор родителей в условиях секретности результатов ЕГЭ оказывается значительно затруднен.

Фавориты и аутсайдеры

В Москве решили упростить задачу выбора: в августе столичным Департаментом образования представлен рейтинг 300 лучших школ. Школам, занявшим позиции до 170 места включительно, вручили награды мэра Москвы. Составители рейтинга провели диагностику в 4 и 7 классах, изучили число победителей олимпиад и их результаты. Также учитывались показатели ЕГЭ. Тем не менее, в достоверности и непредвзятости рейтинга у экспертов возникают сомнения. По мнению члена совета профсоюза «Учитель» Всеволода Луховицкого, рейтинг составлен не сколько для помощи родителям в выборе школы, столько для того, чтобы чиновники получили возможность произвольно одаривать или наказывать те или иные школы. «Этот рейтинг – не оценка школы, это возможность власти кому-то дать больше денег, кому-то нет, кого-то похвалить, а кого-то нет. Вот и все», – говорит Луховицкий.

Составитель рейтинга – Департамент образования Москвы – является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, и оперировать результатами ЕГЭ они имеют и право, и возможность. Такие интернет-проекты, как «Школы России» так же составляют собственные исследования и рейтинги, но из-за того, что информация по результатам ЕГЭ есть не для всех школ (составителям приходится выискивать баллы по каждому образовательному учреждению отдельно), общая картина получается смазанной. Считать ли такие рейтинги всего лишь рекламой образовательных учреждений, и какому рейтингу верить – каждый гражданин решает сам. Но, безусловно, очень важно, чтобы критерии подобных оценок были доступны для любого потребителя.

На данный момент в Москве работает 1 400 школ и учится около 800 тысяч школьников. На территории Республики Саха функционирует 661 школа, обучается 161 тысяча учеников. Как сообщила весной вице-премьер РФ Ольга Голодец на совещании у главы кабинета министров Дмитрия Медведева, Якутия находится в числе регионов, взятых под «особый контроль». Из-за «менее стабильной» ситуации со сдачей ЕГЭ в нашей республике, Якутия оказалась в числе таких субъектов, как республика Тыва, Калмыкия, Адыгея, Чувашия, Башкортостан.
По каким параметрам Якутия нестабильна, к сожалению, мы могли только догадываться. «Наш университет» опросил региональных представителей образовательных учреждений.

Магия чисел

Усть-Янский улус считается самым «вымирающим» районом Якутии. Отсутствие инфраструктуры и нехватка рабочих мест вылилось в сокращение количества населения в более чем в пять раз по сравнению с 1989 годом. Теперь там живет 7 244 человек. В системе улуса, по информации районного управления образования, функционирует 10 общеобразовательных школ, численность обучающихся – 1 032 человека. Участниками ЕГЭ в этом году стали 87 человек. Из-за суровых климатических условий и недостаточной развитости линий связи в арктическом районе возникают серьезные трудности с Интернет-соединением. Видеонаблюдение экзамена в Усть-Янском улусе проводилось в offline-режиме через специальный аппаратный комплекс, который заранее установили сотрудники «Ростелекома»*.

*В феврале для обеспечения стабильным интернетом труднодоступные районы главе республики Егору Борисову удалось достичь договоренности с «Газпромом» о предоставлении для нужд Якутии каналов связи на космическом спутнике «Ямал». Однако, как оказалось, даже со спутниковой связью невозможно обеспечить стабильное соединение школ с Интернетом. В режиме онлайн видеонаблюдение удалось обеспечить только в 34% школ республики, тогда как этот показатель в соответствии с требованиями должен составлять не менее 80%.

Интересно, что если средние баллы по русскому языку и математике в Усть-Янском улусе повысились (на 7-10 баллов), то по предметам по выбору результаты стали хуже по всем позициям, кроме литературы и физики. «Снижение качества знаний выпускников объясняется низкой профессиональной компетентностью отдельных педагогов, – говорит начальник отдела общего образования МБУ «Усть-Янское РУО» Акулина Дьячковская. – Также сыграло свою роль неэффективная расстановка педагогических кадров в 10-11 классах администрацией школ». В школах района работают 210 учителей, причем примерно половина из них в возрасте до 35 лет. По словам Дьячковской, в улусе наблюдается острая нехватка учителей-предметников, а профориентационная работа проводится формально, из-за чего школьники выбирают профильные предметы не по своим силам.

Схожие проблемы с профориентированием наблюдаются в противоположном краю республики, Нерюнгринском районе. Об этом поведала начальник управления образования района Ольга Вицина: «Желание родителей видеть своих детей студентами престижных вузов страны не всегда соответствует способностям их детей». Разделение математики на базовый и профильный уровни в этом районе дало снижение среднего балла. Средний тестовый балл по профильной математике в Нерюнгринском районе составил 39,5 баллов, что меньше, чем в среднем по республике (Якутия – 40 баллов, по России – 49,5). «Выпускники не стремились получить высокий балл, – комментирует Ольга Вицина. – Для выпускников, планирующих поступать на гуманитарные специальности, достаточно было выбрать базовый уровень или преодолеть минимальный порог профильного уровня, что и повлияло на снижение среднего балла по математике».

На территории Нерюнгринского района в этом году экзамен сдавало 515 человек. Динамика за последние три года показала снижение среднего балла по обществознанию, биологии, химии, информатике. По русскому языку, литературе, физике и английскому языку результаты 2015 года выше, чем в прошлом году.

Что касается английского языка, то он очень мало популярен как предмет по выбору в таких районах, как Усть-Майский (два выпускника) и Алданский (шесть выпускников). В то время, когда вступает в силу новый образовательный стандарт, требующий изучения второго иностранного языка, школьники мало интересуются даже первым языком. Самыми популярными предметами в районах по обобщенным статистическим результатам стали обществознание, физика, биология, история.

Сразу несколько улусов сетуют на текучку кадров: это Мегино-Кангаласский и Намский улусы. В особенности это относится к отдаленным школам. Лучшим способом борьбы с текучкой в управлении образования Мегино-Кангаласского улуса считают постоянную занятость учителей. «Администрации школ необходимо обеспечить прохождение учителями соответствующую курсовую подготовку и их участие в различных методических мероприятиях», – рекомендуют в улусном управлении образования.

Полуоткрытость

18 августа Министерство образования республики издало приказ «Об обеспечении открытости и доступности образовательных организаций» под подписью первого заместителя министра Эдуарда Кондратьева. В нем описывается, что начальники муниципальных органов управления в сфере образования обязаны «обеспечить открытость и общедоступность информационных ресурсов, содержащих информацию об организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Может, кому-нибудь занятна идея просмотра информации о планирующихся мероприятиях профилактики безнадзорности, однако справедливо будет считать, что настоящая доступность и открытость образовательных организаций будет достигнута в том случае, если никакие данные не будут скрываться. В конце концов, и родители, и выпускники, представители образования – все общество – нашли бы в этом свою выгоду.

Иллюстрация: Алдан Лукачевский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.