/ Дина Попова

ФДОП СВФУ – 20 лет: как меняется довузовское образование Якутии

В этом году факультету довузовского образования и профориентации СВФУ исполняется 20 лет, но история его создания уходит корнями в прошлое. Чем сегодня занимается «школьный факультет» и почему интерес к довузовской подготовке будет только расти – читайте в теме недели «НУ_онлайн».

История создания


На самом деле подготовка абитуриентов к поступлению в вуз началась еще в далеком 1932 году, когда был проведен первый набор на педагогический и сельскохозяйственный направления рабочего факультета, отмечает декан факультета Светлана Федорова. «Цель «рабфака» заключалась в подготовке молодежи для поступления в вуз без отрыва от производства, – рассказывает декан. – В 1970 году уже в Якутском государственном университете было открыто подготовительное отделение, а в 1992-ом при учебно-методическом управлении ЯГУ – профориентационный кабинет. В 1998 году подготовительное отделение и профориентационный кабинет объединились и был создан факультет довузовского образования и профориентации».

Цели и задачи деятельности факультета определены стратегическими целями и миссией федерального университета, добавляет декан ФДОП СВФУ. «Наши проекты и мероприятия направлены на создание условий, которые способствовали бы поступлению в университет наиболее мотивированных, способных и подготовленных к обучению в федеральном вузе абитуриентов и школьников. К примеру, большая работа проводится по организации интеллектуальных конкурсов для школьников», – подчеркивает декан.

«25 января, в Татьянин день, на VIII конференции Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» мы будем отмечать наш юбилей. Это ежегодная конференция, на которой подводятся итоги года, обсуждаются насущные проблемы и ставятся задачи на следующий год. В рамках конференции проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы, награждаются лучшие школы и учителя», – делится Светлана Федорова.

Олимпиадный вопрос


В этом году Северо-Восточная олимпиада школьников (СВОШ) проводится в девятый раз. По словам главного специалиста отдела взаимодействия с образовательными учреждениями ФДОП СВФУ Игоря Федорова, самая первая олимпиада была проведена без использования интернет-технологий. «В то время с этим были сложности – задания, работы участников были на бумагоносителях и доставлялись на автобусах, самолетами, нарочным, – рассказывает Игорь Федоров. – В 2014 году мы стали проводить отборочный дистанционный тур на основе системы дистанционного обучения Moodle».

Следующим шагом, отмечает специалист, была разработка сайта олимпиады. «Это кардинально стало влиять на количество участников. Если в первый год олимпиады, в 2010-2011 учебном году, у нас было всего лишь 9300 участников, то в максимальный пик, в 2016-2017 году, уже насчитывалось 36681 участников, – делится Игорь Федоров. – Количество увеличилось практически в 4 раза. Также увеличилась региональность: в первый год участие приняли три региона РФ, а в пиковый год уже 67 регионов России и страны СНГ, такие как Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Монголия».

В дни олимпиады посещаемость сайта резко увеличивается и достигает до 2000 в сутки. В этом году сайт посетили из 72 регионов страны и 23 стран мира

«География участников широкая: от Архангельска до Волгограда и от Калининграда до Владивостока. Для проведения очного заключительного тура мы открываем базовые площадки практически по всей стране. Например, в прошлом году было открыто 55 площадок, – объясняет главный специалист отдела взаимодействия с образовательными учреждениями ФДОП СВФУ. – Помогают вузы-партнеры, такие как Дальневосточный, Сибирский, Северо-Кавказский федеральные, Томский, Юго-Западный государственные университеты, являющиеся соорганизаторами нашей олимпиады. В целом, в организации СВОШ принимают участие около 180 сотрудников нашего университета и вузов-партнеров. Надо сказать, что половина дипломантов СВОШ становятся студентами нашего университета».

Сейчас СВОШ включает 23 предметных и профильных олимпиады. Из них в перечень в разные годы входили олимпиады по физике, математике, химии, филологии, объясняет Игорь Федоров. «Но профильные интересы детей шире и разнообразнее, школьники желают принимать участие в федеральных олимпиадах по биологии, русскому языку, обществознанию, истории и других. Поэтому, с целью предоставления нашим школьникам эту возможность, университет заключает договоры с другими вузами», – подытоживает специалист.

Начиная с 2014 года, Северо-Восточная Олимпиада школьников включается в Перечень Министерства образования и науки РФ – это так называемые олимпиады РСОШ (Российский Совет олимпиад школьников). Ежегодно в этот престижный список включаются около 80 олимпиад различных вузов. Данные олимпиады дают высокие бонусы при поступлении: 100 баллов или поступление без вступительных испытаний практически в любой вуз России.

Как отмечает начальник отдела взаимодействия с образовательными учреждениями ФДОП СВФУ Дария Сапалова, учитывая транспортную схему республики и другие особенности, с 2014 года университет заключает договоры с ведущими российскими вузами для совместного проведения федеральных олимпиад, чтобы дети смогли участвовать в олимпиадах не выезжая за пределы республики. «Если в 2014 году мы проводили семь таких олимпиад, то сегодня уже 49. В 2012-2013 учебном году число участников олимпиад РСОШ из республики составляло 2148 человек, а дипломантов –112 человек, то к 2015-2016 году эта цифра превысила 15 000 и 600 дипломантов. Это все олимпиады II, III уровня».

«Например, совместно с Южно-Уральским государственным университетом мы проводим олимпиаду «Звезда», с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации – «Миссия выполнима», с Дальневосточным федеральным университетом – «Океан знаний», отраслевую олимпиаду школьников ПАО «Газпром». В этом году мы стали соорганизаторами олимпиады «Ближе к Дальнему» совместно с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», – добавляет Дария Сапалова.

Как сертификаты ЕГЭ дипломы олимпиад такого уровня действуют четыре года

«К примеру, если в восьмом классе ребенок стал дипломантом, то в 11 классе его диплом будет еще действителен. Главное, подтвердить результат сдачей ЕГЭ на 75 баллов по профилю олимпиады, – делится декан ФДОП СВФУ Светлана Федорова. – Раньше школы не совсем понимали, что это за олимпиады, и больше принимали участие в разных интернет-олимпиадах, которые, конечно, развивают детей, но не дают бонуса для поступления. Сейчас ситуация изменилась, и дети и родители знают, в каких олимпиадах стоит принимать участие в первую очередь. Надо сказать, что университет создает уникальные условия для наших школьников, чтобы они, не выезжая за пределы республики и даже сел и поселков, смогли принять участие в подобных олимпиадах».

Дистанционное обучение


Вы знали, что сотрудники ФДОП СВФУ также обучают детей дистанционно? Для этого для учащихся школ, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, создан «Виртуальный лицей». «Для детей с повышенными образовательными потребностями, мы организуем дистанционные курсы по скайп-технологии – преподаватель связывается с классом из 10-15 человек по видеосвязи. В основном, это касается университетских профильных классов», – объясняет Светлана Федорова.

По мнению начальника отдела реализации дополнительных общеобразовательных программ ФДОП СВФУ Аэлиты Никифоровой, интерес к довузовской подготовке не угаснет, пока школьники будут поступать в высшие учебные заведения

«В университете я занимаюсь подготовительными курсами с 1985 года. Можно сказать, мы были первыми на этом рынке образовательных услуг. Изменялась форма и требования к вступительным экзаменам, менялись и курсы. В основном, работа ведется по двум направлениям: развивающие курсы и подготовительные курсы», – добавляет Аэлита Никифорова.

«В разное время на факультете проводились такие развивающие курсы, как «Технология успеха», «Компьютерная академия», «Риторика», «Основы НИР» и другие. Сейчас дети с большим интересом посещают Школу олимпиад. С ними работают ведущие преподаватели нашего университета, эксперты, разработчики олимпиадных задач, обладающие большим опытом составления и решения экспериментальных задач, – рассказывает начальник отдела реализации дополнительных общеобразовательных программ ФДОП СВФУ. – Наши слушатели результативно участвуют в олимпиадах различного уровня. Мы сотрудничаем и с Малой академией наук – ежегодно самые успешные слушатели выезжают в академию на учебно-тренировочные сборы. Также работает научно-популярный лекторий для школьников «Профессорская школа», в котором ежегодно более 20 ученых университета по воскресениям работают с детьми».

Что касается подготовительных курсов, что спектр очень широк и удовлетворяет разноуровненые, разнообразные потребности слушателей, отмечают сотрудники ФДОП СВФУ. «Это экспресс-курсы, интенсив-курсы, каникулярные, выездные, модульные, полные курсы, краткосрочные консультации, – перечисляет Аэлита Никифорова. – В течение года мы постоянно набираем детей и обучаем по всем основным дисциплинам. Шестой год сотрудничаем с Якутским медицинским колледжем – наши преподаватели ездят в колледж и после учебных занятий занимаются с ними подготовкой к поступлению в вуз. Они поступают несколько по другой программе, как выпускники СПО. Ежегодно более 70% наших слушателей – выпускников ЯМУ продолжают обучение в мединституте. Для выпускников СПО других учебных заведений мы организуем экспресс-курсы».

Отдел реализации дополнительных общеобразовательных программ ФДОП СВФУ также занимается дидактической адаптацией первокурсников. Это специально организованные курсы для тех студентов первого курса, которые испытывают затруднения в освоении вузовской программы.

Перепоступить в вуз



Подготовкой абитуриентов-выпускников прошлых лет к поступлению в вуз занимается кафедра довузовского образования. Как объясняет ведущий специалист кафедры довузовского образования СВФУ Евгения Шеломова, на кафедре работают два подготовительных отделения: для российских граждан и иностранных граждан. Слушатели обоих отделений обучаются по профилям, инженерно-технический, социально-экономический, гуманитарный, медико-биологический и общеобразовательный.

«Для обучения на подготовительном отделении для граждан РФ к нам приезжают не только со всей республики, но и из других регионов. К примеру, в прошлом году были слушатели из Тывы и Бурятии, – делится Евгения Шеломова. – Второй год обучение проводится в два потока, поскольку выпускники прошлых лет сдают экзамены либо в досрочный период (март-апрель), либо в резервные дни основного периода (июнь). Таким образом, первый поток учится с октября по апрель, а второй с января по июнь».

Слушатели обучаются как на бюджетной основе, так и с возмещением затрат на обучение

«В 2014 году мы принимали участие в конкурсе Министерства образования и науки РФ для получения контрольных цифр приема. Нам ежегодно выделяется 30 мест для граждан РФ и 15 мест для иностранных граждан. Места КЦП предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; детям-инвалидам и инвалидам I и II групп; гражданам, прошедшим военную службу по призыву и поступающим на обучение по рекомендациям командиров и другие. Поступившие на бюджетные места получают стипендию, обеспечиваются общежитием», – отмечает ведущий специалист.

«На подготовительное отделение для иностранных граждан только в этом году к нам приехало 33 слушателя из Мозамбика, Зимбабве, Гаити, Либерии, Монголии, Китая, США и Германии. С каждым годом приезжает все больше и больше иностранцев. Более того, мы готовим иностранцев не только для поступления на программы бакалавриата, но и магистратуры и аспирантуры», – заключает Евгения Шеломова.

Единое образовательное пространство


В 2010 году в университете была создана Ассоциация «Северо-Восточный университетский образовательный округ», в которую на сегодня, включая наш университет, входят 106 образовательных организаций: 91 общеобразовательная школа, 7 учреждений дополнительного образования и учреждения СПО. Основная цель – повышение качества общего и профессионального образования на основе взаимодействия университета и образовательных учреждений. Кроме образовательных учреждений республики, в ассоциацию также входят учреждения Магаданской и Сахалинской областей, Камчатского края, Чукотского АО.

Как отмечает главный специалист отдела взаимодействия с образовательными учреждениями ФДОП СВФУ Аксинья Обутова, в состав ассоциации входят лучшие школы – это 27 школ повышенного уровня, то есть практически все лицеи и гимназии, и 46 школ с углубленным изучением предметов. «Мы и работаем с самыми лучшими школьниками. В рамках деятельности ассоциации для раннего профессионального самоопределения были открыты университетские профильные классы. Всего таких классов 8, к примеру, в 31-ой школе открыто два: медицинский и педагогический», – объясняет Аксинья Обутова.

Каждый год на конференции ассоциации определяются цели и задачи деятельности ассоциации. «В прошлом году, в Год школы, мы делали основной акцент на оказание помощи в профессиональном самоопределении школьников. Ежегодно конференция проходит на базе разных школ. В этом году покажет свой опыт и примет педагогов Городская классическая гимназия – победитель конкурса на Грант ректора «Школа года СВФУ-2017», – добавляет специалист. – В целом, за год совместно с учебными подразделениями проводятся около 900 информирующих, профилирующих, мотивирующих профориентационных мероприятий. Здесь нашими помощниками являются профориентаторы учебных подразделений, многие из которых не один год преданно и творчески работают со школьниками».

Фото: Светлана Павлова, Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа СВФУ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.