/ Евгений Онуфриев

География: вернуть интерес к интересному

География теряет свои позиции: количество преподаваемых часов в школах в два раза меньше, чем в советский период, а учебники и атласы в Якутии не переиздавались уже больше десяти лет. Удастся ли повысить географическую грамотность, создавая при школах музеи и географические площадки, развивая внутренний туризм и собирая экспедиции в самые необычные места республики?

География нужна каждому


География – специальность комплексная, и ее знания нужны каждому из нас, считает доктор биологических наук, профессор эколого-географического отделения Института естественных наук СВФУ Михаил Черосов. «Во многих исследованиях она считается образом пространственного мышления. В плане подготовки современных специалистов, умеющих творчески мыслить, создавать свои проекты, значение географического образования играет большую роль», – делится эксперт.

«И политика, и экономика, и гуманитарная сфера на самом деле очень «географизированы», – объясняет Михаил Черосов. – Даже если ты не географ, наука тебе обязательно пригодится – с географическими аспектами сталкиваются в своей работе и специалисты более узких областей: биологи работают в биогеографии, а тот же госплан нашей страны, по сути, создан экономико-географами».

Сегодня многие студенты и преподаватели Северо-Восточного федерального университета организовывают в школах Якутии внеплановые занятия и кружки по географии. На эколого-географическом отделении вуза ежегодно открываются летние школы и готовятся экспедиции в различные районы республики, где участие могут принять студенты абсолютно любых специальностей, тем самым, начав собственную исследовательскую деятельность.

Открыта наука землеописания и тем, кто не учит географию, но знания проверить хочет – в этом направлении свою роль играет Всероссийский географический диктант, который начали проводить в 2015 году по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Институт естественных наук СВФУ, что интересно, провел подобное мероприятие на год раньше в рамках Большого географического фестиваля, поэтому эколого-географическое отделение вуза можно назвать зачинателем движения.

Географические «изъяны» и как их решать



Если смотреть на итоги прошедших двух диктантов, географические знания в целом по стране оцениваются «на троечку», отмечает кандидат географических наук, профессор эколого-географического отделения ИЕН СВФУ Юрий Данилов. «Якутия тоже в середине – мы не особо выдающиеся, но и не отстающие», – добавляет он.

«Такая оценка получилась, возможно, из-за большого охвата населения. В какой-то степени качество страдает от количества, – объясняет Юрий Данилов. – Что интересно, самые лучшие знания показывает старшее поколение – от 50 лет и старше. Это те, кто учились в советской школе. А самые низкие показатели у тех, кто только что закончил школу».

Почему у людей, учившихся в 60-70-е годы, знания по географии лучше? По мнению доктора педагогических наук, профессора педагогического отделения ИЕН СВФУ Ольги Кривошапкиной, первостепенная причина в количестве часов, что выдается на преподавание урока. «В середине 20-го столетия на географию отводилось 16 часов в неделю, сейчас – 8. Может быть 10, если география будет в старшей школе», – подчеркивает Ольга Кривошапкина.

По сравнению с советскими школами сейчас уроки по географии сократились по времени в 2 раза

На Всероссийском съезде учителей географии в прошлом году эксперты были уверены – ситуация нуждается в поправлении: количество часов уроков географии надо увеличивать, а качество учебной литературы и вовсе требует экстренного улучшения. Так, по итогам съезда была принята Концепция географического образования в России.

«Новая концепция предполагает изменение образовательных стандартов и создание принципиально новых учебников, – рассказывает учитель географии Якутской городской национальной гимназии Тамара Михайлова. – Также в 8-9 классах к обычной географии дополнительно предлагается курс по изучению родного края, что также положительно скажется на знаниях школьников».

Краеведением сейчас хорошо занимаются в Ханты-Мансийском округе, Чечне и Якутии, отмечают эксперты

Несмотря на то, что в 2000-ые в Якутии выпускались как учебники, так и атласы по географии, формат изданий требует обновления, считает Тамара Михайлова. «С их выпуска прошло больше пятнадцати лет, и это учитывая, что стандарт изменяется каждый пятый год. Книги сильно устарели, и мы надеемся, что Министерство образования республики обратит на это внимание и задумается над переизданием», – отмечает учитель.

Одной из проблем также является то, что объем тиражей у учебной литературы сильно варьировался – иногда учебники выпускались по 5000 экземпляров и более, но бывали и случаи, когда в школы уходило всего 300 штук. Конечно, получивших эти книги можно было пересчитать по пальцам.

Что интересно, на съезде министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой была затронута тема введения обязательного экзамена по географии в 9 и 11 классах. Как оказалось, на основной повестке дня она не стоит. Хорошая, по словам министра, инициатива требует детального изучения, потому что к обязательной проверке знаний в выпускных классах сейчас стремятся не только географы, но и историки и литературоведы. Что важнее – нужно еще выбрать.

90% российских школьников, выбравших географию для сдачи ЕГЭ – поступают на географов

По прежнему больным вопросом остается оснащение кабинетов географии. «Смешно пользоваться в наш век старыми атласами и картами, когда школам и вузам необходимы лаборатории, новые инструменты и картографическая продукция», – замечает Тамара Михайлова.

В Якутии заложена хорошая основа для преподавания географии, уверена учитель географии Намской улусной гимназии Лена Бочкарева. «Наша республика – самый большой и разнообразный субъект Российской Федерации, и знать географию – это практически честь мундира, – отмечает эксперт. – У нас сельская школа, где преподаются якутский язык и литература – все часы идут на разбор и лишних не остается. Тем не менее, мы стараемся вести в пятых классах и родной край, и географию Якутии».

Но вся сложность в том, что география динамична как никакая другая наука, добавляет учитель. «Она изменяется через каждые пять лет – появляются новые субъекты, меняются количественные показатели населения, и все это должно быть отражено в наших уроках. Вопрос переиздания учебников и атласов по географии Якутии назрел уже очень давно», – подчеркивает Лена Бочкарева, добавляя, что учитель должен давать знания ученику в самом современном виде.

Олимпиадный вопрос


Заместитель директора Физико-технического лицея им. В.П. Ларионова, учитель географии Леонид Подвигин, подготовивший в Якутии многочисленных призеров и победителей российской олимпиады по географии, считает, что сейчас в регионах идет большая дифференциация результатов и внимания к географии в целом.

«Если некоторое время назад это было не сильно заметно, то сейчас среди регионов есть явные лидеры, и это те области, в которые вкладываются огромные финансовые и организационные ресурсы, – отмечает Леонид Подвигин и приводит в пример Москву, Санкт-Петербург и Татарстан. – Это видно по результатам и хорошо выстроенной модели, что используется в работе с одаренными детьми».

За последнее время на олимпиады от регионов выезжают гораздо больше участников, чем в прошлые годы, добавляет заместитель директора Физико-технического лицея им. В.П. Ларионова. «Часто бывало, что по классическим предметам на итоговые конкурсы отправляли одного-двух человек, сейчас же количество увеличилось до трех-четырех человек, что уже хороший фактор», – объясняет Леонид Подвигин.

Учить нужно не только детей – важно подтягивать знания и самих учителей

«От старых методик нужно переходить к новым, и здесь важно работать на практику, – делится мнением учитель географии Якутской городской национальной гимназии Тамара Михайлова. – Наши дети, участвуя на олимпиадах, в основном страдают именно из-за нее – в заданиях встречаются вопросы, которых мы в принципе не знаем». Учитель вспоминает момент, когда один из якутских школьников не смог разобрать и сопоставить на олимпиаде плоды желудей, потому что никогда не видел их вживую.

Негативно на практической подготовке сказываются и климатические условия республики, считают эксперты. «Летом дети на каникулах, а зимой работать на местности попросту невозможно. «Поймать» детей можно либо в мае, либо в сентябре – причем весной в Якутии ледоход и сильный ветер, а осенью еще холоднее. Собраться можно лишь в рамках учебного процесса», – делится Леонид Подвигин.

Большое значение имеет и материально-техническая база географа в конкретной школе, добавляет профессор ИЕН СВФУ Ольга Кривошапкина. «Я всегда настаиваю на том, чтобы в каждой школе была своя географическая площадка, – отмечает эксперт. – Сама я закончила городскую школу №23, когда она была еще восьмилетней – тогда во дворе школы была такая площадка и я очень хорошо помню занятия, что там проводились».

«Для всего города это сложно сделать – максимум, для пары школ, но в сельской местности географическая площадка должна быть обязательно», – резюмирует Ольга Кривошапкина, отмечая, что сейчас в селах таких площадок нет и абитуриенты, поступающие на географов, приезжают недостаточно подготовленными. Тем не менее, исключения все же имеются, говорит эксперт, и приводит в качестве примера Чурапчинский улус, где в одной из школ имеются географическая площадка, специально отведенный кабинет, экологическая тропа и дендрарий.

Экспедиции в борьбе со школьным формализмом



Еще в далеком 1949 году известный краевед, учитель Ытык-Кюельской школы Василий Сенькин в своей книге писал, что школьные экспедиции являются наиболее массовой и эффективной формой воспитательной работы. Краевед отмечал, что экспедиции – это средство борьбы с формализмом в работе школ и зародыш научных экспедиций.

В послевоенный 1946-ой он совершил со своими учениками поход на Мамонтовую гору и собрал интересную коллекцию по палеозоологии и палеоботанике. Так вышло, что именно благодаря школьной экспедиции стало известно, что Мамонтовая гора – это выдающийся геологический памятник четвертичного периода.

Современный период школьных экспедиций можно отсчитать с 1995 года, когда в Якутии официально открылся Национальный природный парк «Ленские столбы». В тот год учащиеся Ойской средней общеобразовательной школы, а затем и дети из других школ Хангаласского района участвовали в экспедициях по изучению биоразнообразия и мониторинга экосистем парка. Как отмечает доктор биологических наук, заведующий лабораторией Института биологических проблем криолитозоны СО РАН Аркадий Исаев, результаты этих работ привели к тому, что парк «Ленские столбы» вошел в список ЮНЕСКО.

С 2002 года работы были продолжены в рамках комплексной экспедиции ученых и учащихся школ Хангаласского улуса «Памятники природы и истории Средней Лены – Эллэйаада». «Тогда был собран уникальный материал по истории и природе района, – резюмирует Аркадий Исаев. – На его основе написано большое количество докладов, представленных на краеведческих и научно-практических конференциях».

В 2006 году в Якутии организовали комплексные научно-исследовательские экспедиции школьников «Верхоянье – Полюс холода» и «Юные натуралисты Томпо». Благодаря полученным результатам в Якутии было совершено открытие электромагнитного излучения спрайтов – впервые оно было зарегистрировано в Канаде, но в России прецедентов такого рода до 2007-го не было.

«Интересные работы проводились с животными. Зная, что у якутской лошади большая адаптация как к холоду, так и к жаре, мы изучали ее терморегуляцию, что помогло нам лучше понять строение тела животного», – рассказывает Аркадий Исаев, также добавляя, что немало времени в походах уделялось еще и работе с растениями.

Первое участие студентов якутского университета затрагивало не только республику, но и территории за ее пределами, отмечает профессор эколого-географического отделения ИЕН СВФУ Михаил Черосов, приводя в пример масштабную экспедицию «Кызыл – Курагино», где проводились международные археологические раскопки. «Нужно понимать, что Русское географическое общество – это не только география в обычном ее понимании, организация гораздо шире и многие ее экспедиции связаны с изучением биоразнообразия», – отмечает эксперт.

В этом году СВФУ принял участие в организации экспедиций по следам легендарного исследователя Якутии Ричарда Маака по вилюйской группе районов. Также успешно свое путешествие завершил проект «Плавучий университет»

И немного про туризм


Сейчас в отделении Русского географического общества по Якутии планируется создание комиссии по развитию внутреннего туризма, отмечает заведующий музеем Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, член Совета отделения РГО по РС(Я) Розалия Иванова. «Одна из задач – консолидация всех тех людей, что заинтересованы в развитии туризма нашей республики, – объясняет эксперт. – Отделение будет выступать как связующее звено между государственными органами, общественностью и коммерческими структурами».

«Мы заинтересованы в том, чтобы учителя географии на местах разрабатывали свои турмаршруты внутри каждого населенного пункта. Практически в каждом районе есть люди, что создают исторические памятники – как пример, краеведческий музей на Быковском полуострове. Что Заполярье, что Арктика, что Центральная Якутия – везде можно найти свои исторические памятники и природные места, которые можно показать туристам».Розалия Иванова, заведующий музеем Института мерзлотоведения им. П.И. Мельникова СО РАН, член Совета отделения РГО по РС(Я)

Фото: Мичил Яковлев, из архива редакции корпоративных медиа, из открытых источников

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.